Как запаять радиатор самому: Как самому запаять радиатор в машине? Особенности пайки радиаторов
пайка радиатора, чем заклеить, как паять, заварить, заделать
Содержание:
Когда автомобильный или отопительный радиатор из алюминия выходит из строя, многие ошибочно полагают, что починить его самостоятельно нет никакой возможности. На самом деле, решить задачу, как запаять радиатор, не так уж и сложно, если есть желание разобраться во всех тонкостях и немного потренироваться.
Почему трудно устранять дефекты у алюминия
Алюминий — третий по распространенности химический элемент на нашей планете и сочетает в себе массу великолепных качеств: прочность и хорошую теплопроводность при очень малой массе. Он незаменим тогда, когда требуется изготовить изделие большой площади с интенсивной теплопередачей.
Однако при всех своих неоспоримых достоинствах, у алюминия есть большой минус — он трудно поддаётся ремонту. Поэтому пайка алюминиевого радиатора автомобиля или отопительной системы превращается в большую проблему.
Дело в том, что этот металл относится к химически активным. Высокую стойкость к коррозии обеспечивает прочная оксидная плёнка, предохраняющая алюминий от атмосферного воздействия.
Именно эта плёнка и нарушает процесс пайки. Чтобы добиться соединения металла с металлом, нужно его нагреть. При этом обязательно образуется слой оксидов, который воспрепятствует контакту. Задача мастера, когда встаёт вопрос как запаять алюминиевый радиатор, разорвать этот круг.
Кстати, в случае с медью действует тот же принцип. Медные изделия ценятся именно из-за своей стойкости к ржавчине, но уникальная способность к самозащите от коррозии оборачивается проблемой при ремонте.
Как правильно запаять радиатор
Чтобы убрать оксиды с поверхности алюминия, используют специально приготовленные флюсы. В их состав входят кадмий, висмут или цинк. Именно эти элементы помогают очистить поверхность металла и тем самым соединить изделие с припоем.
Стоимость готовых флюсов с хорошими качественными характеристиками достаточно высокая. Поэтому домашние мастера предпочитают самостоятельно делать подобные составы (плавни).
Чтобы оградить участок изделия, который нуждается в ремонте, от контакта с воздухом, есть несколько способов:
- с использованием железно-канифольного флюса
- с помощью самодельного плавня;
- применение низкотемпературного припоя с проклейкой.
Иногда для решения проблемы, чем заделать алюминиевый радиатор, предлагают применить холодную сварку. Однако это очень ненадёжно, и работает как экстренная мера. Рано или поздно повреждение придётся чинить заново.
Использование железно-канифольного флюса
Есть несложный способ, как запаять радиатор паяльником с помощью флюса на основе канифоли. Для этого повреждённый металл подготавливают по следующей схеме:
- убирают остатки лакокрасочного покрытия и всевозможные загрязнения;
- тщательно зачищают металл абразивом;
- обезжиривают специальным растворителем.
Подготовка должна быть очень добросовестной, от этого зависит весь ремонт. Флюс приготавливают в металлическом тигле. Расплавляют канифоль и постепенно добавляют туда железные опилки в соотношении 1:2. Размешивают до однородного состояния. Опилки в данном случае будут абразивом.
Далее поверхность, которую нужно отремонтировать, покрывают тонкой плёнкой расплавленного флюса. От тщательности процедуры зависит качество будущей пайки. Таким образом алюминий предохраняют от окисления.
Материалы, которые используются в работе, выделяют токсины. Поэтому нужно всё делать под вытяжкой, либо проводить ремонт в тщательно проветриваемом помещении. Если позволяют условия — на открытом воздухе.
Далее приступают к процессу пайки. Паяльником следует захватить немного припоя и плавными круговыми движениями нанести его поверх флюса. Делать это надо не спеша, внимательно следить за тем, чтобы припой равномерно распределялся по поврежденной площади.
Как ведёт себя в данном случае флюс? Железные опилки счищают оксиды, а канифоль перекрывает доступ воздуха к алюминию. Условия для контакта между металлами соблюдены.
Этот способ работает, когда нужно решить задачу, как паять алюминиевый радиатор, если повреждение не велико. Большие площади таким способом отремонтировать не получится. Флюс очень быстро становится холодным, поэтому запаять большую поверхность будет проблемно.
Самостоятельный ремонт большой поверхности
Иногда приходится сталкиваться с необходимостью ремонта большой площади алюминиевого изделия. Обычные способы в домашних условиях не эффективны. Чем заклеить алюминиевый радиатор в таком случае, или как его запаять?
Для того чтобы починить большие поврежденные поверхности, можно использовать плавень, изготовленный в домашних условиях.
Участок, который нужно отремонтировать, предварительно зачищают и обезжиривают специальным составом. Алгоритм действий такой же, как и при подготовке поверхности при использовании железно-канифольного флюса.
Компоненты для плавня берут в следующем процентном соотношении:
- хлорид калия — 56%;
- хлорид лития — 23%;
- поваренная соль — 75%;
- сульфат натрия — 4%;
- криолит — 10%.
Сырьё для плавня перетирают в ступке до состояния пудры, ссыпают в тигель и перемешивают до однородного состояния, затем аккуратно расплавляют.
Если полученные порошки предназначены для длительного хранения, их нужно пересыпать в темные ёмкости с плотными пробками и убрать подальше от солнечных лучей и других источников тепла.
Как паять радиатор с использованием плавня:
- поврежденный участок прогревают с помощью газовой горелки;
- на прогретое место наносят тонкий слой плавня;
- пропаивают повреждение с применением оловянно-свинцового припоя с небольшой добавкой висмута.
Необходимо знать, что нельзя прогревать место повреждения сильным огнём от газовой горелки. Это приведёт к тому, что участок просто будет прожжён. Важно подобрать тот уровень горения газа, который позволит именно прогреть, а не прожечь алюминиевое изделие.
Если газовой горелкой пользуется не профессионал, он может не знать, как её правильно зажигать. Бывает, что горелку сразу включают на полную мощность. В результате газ, не успевая воспламенится, резко «проносится» сквозь пламя зажигалки. Горелка зажжётся сразу, если уменьшить её мощность.
Ремонт и пайка алюминиевого радиатора сложной конфигурации
Когда надо решить, как заварить алюминиевый радиатор автомобиля, способы с использованием железно-канифольного флюса и самодельного плавня оказываются не эффективными. Тонкостенные трубки автомобильного радиатора сложно паять из-за особенностей конструкции изделия.
В такой ситуации можно прибегнуть к альтернативному способу с использованием припоя с низкой температурой плавления и специальной проклейкой.
Подготовительные этапы перед началом пайки:
- снимают оксидную плёнку с помощью наждака или специальной насадки на дрель или шуруповёрт;
- обезжиривают место дефекта растворителем;
- обжимают поврежденный участок трубки радиатора плоскогубцами для уменьшения отверстия.
Затем приступают к процессу пайки. Сначала прогревают нужный участок огнём газовой горелки. Затем в пламя вносят пруток припоя с низкой температурой плавления и проводят им несколько раз по повреждённому месту. С каждым разом частички припоя будут цепляться за края отверстия, попадать внутрь дыры. Дефект на трубке будет постепенно «затягиваться».
Последнее, что нужно сделать при таком способе: дополнительно герметизировать дефект с помощью высокотемпературного клея для алюминия. Он закроет мельчайшие микропоры, и ремонт окажется более качественным.
Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях своими руками
Содержание статьи:
Алюминий относится к распространенным металлам, сочетающим в себе множество замечательных качеств, включая высокий показатель теплопроводности при сравнительно небольшой массе. Но у этого востребованного в быту и на производстве материала есть один существенный недостаток – он легко вступает в реакцию с другими элементами. Указанное свойство существенно усложняет пайку радиаторов охлаждения автомобилей, например, а также приводит к трудностям, когда нужно заварить отопительную батарею.
Можно ли паять алюминиевые радиаторы
Оксидная плёнка, предохраняющая алюминий от атмосферного воздействия, препятствует процессу пайки
Из-за активности алюминия на его поверхности всегда имеется пленка из окислов, препятствующая соединению с другими металлами. Поэтому пайка радиаторов на его основе для большинства владельцев авто и рядовых пользователей представляется очень серьезной проблемой.
Получить качественное и надежное соединения алюминия с другим металлом удается лишь после нагревания места контакта до высокой температуры.
В процессе разогрева поверхности также образуется слой защитных оксидов, не позволяющих припаять к ней даже небольшой элемент конструкции. Поэтому при пайке этого металла применяются особые флюсы, позволяющие убрать пленку с места обработки. В их состав входят висмут, кадмий или цинк. Только с их помощью удается очистить поверхность свариваемого металла и сделать ее доступной для рабочих припоев.
Стоимость фирменных флюсов, имеющих гарантированное качество, бывает слишком высокой. По этой причине домашние мастера предпочитают изготавливать такие составы (плавни) самостоятельно. При соблюдении указанных в инструкции пропорций припои, подготовленные своими руками, не уступают фирменным составам и иногда превосходят их по эффективности действия.
Что используют для пайки
Прежде чем запаять алюминиевые радиаторы проверенным способом, важно разобраться с основными компонентами, используемыми в процессе пайки. Для качественного восстановления поврежденного места необходимо применять припои с добавками из кремния, цинка и небольшого количества меди. Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированном магазине.
На рынке расходные материалы представлены типовыми прутками марки ЦОП-40, согласно ГОСТ имеющими следующий состав:
- олово;
- цинк;
- алюминий;
- кремний и медь.
Входящие в припой элементы (особенно – цинк) обеспечивают высокую прочность образующегося соединения, а также гарантируют его антикоррозийную защищенность. С его помощью удается паять мелкие элементы конструкции и крупные детали алюминиевых радиаторов.
Порядок пайки
Правильная организация процедуры пайки алюминия предполагает основательную подготовку, без проведения которой не удастся добиться нужного результата. Перед тем как самому паять радиатор, следует внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией. В ней указывается, что подготовительный этап включает в себя зачистку восстанавливаемой зоны и приготовление паяльного состава требуемого качества.
Подготовительные операции
Перед началом пайки необходимо удалить старое покрытие и зачистить зону пайки
Перед тем как запаять алюминиевый радиатор с помощью флюса на основе канифоли, поврежденный участок подготавливается согласно следующей инструкции:
- Удаляются остатки старого покрытия и следы загрязнения.
- Зона пайки зачищается посредством абразива.
- Сразу вслед за этим ее обезжиривают растворителем.
Прежде чем запаять радиатор, потребуется заранее приготовить флюс в металлическом тигле. Для этого канифоль сначала расплавляется газовой горелкой, после чего в расплав добавляются мелкие опилки железа, взятые в соотношении 1:2 (они выполняют функцию абразива). Одновременно с этим подготавливаемый состав перемешивается до состояния однородной массы.
Используемые при пайке материалы токсичны и выделяют опасные для человека ядовитые пары. Поэтому все операции проводятся при наличии вытяжки или на открытом воздухе. При невозможности выполнить эти условия работающему человеку потребуется респиратор.
Устранение небольших дефектов
По завершении подготовительных операций переходят к самому процессу пайки:
- Паяльником захватывается небольшое количество припоя.
- Круговыми плавными движениями он наносится на заранее обработанное флюсом место.
- В процессе обработки важно внимательно следить за тем, чтобы слой припоя распределялся по поверхности по возможности равномерно.
При спаивании содержащиеся в припое опилки счищают с поверхности оксиды, а добавленная ранее канифоль перекрывает канал доступа кислорода. В результате создаются все условия для получения надежного контакта между различными металлами. Этот метод подходит только для небольших повреждений, размер которых не превышает нескольких миллиметров. На больших площадях флюс быстро остывает и не обеспечивает хороший прогрев места пайки.
Восстановление значительных повреждений
Для восстановления значительной площади радиатора потребуется специальный состав – плавень
С необходимостью восстановления значительных по площади алюминиевых поверхностей приходится сталкиваться довольно часто. Потребуется специальный паяльный состав, называемый «плавнем». Перед его применением проводится подготовка обрабатываемой поверхности батареи, как это делалось для небольших участков.
Исходные компоненты для приготовления плавня:
- хлориды калия и лития;
- обычная поваренная соль;
- сульфат натрия;
- криолит.
Подготовленная в определенной пропорции смесь сначала основательно перетирается в ступке до состояния пудры. После этого она пересыпается в тигель, где тщательно перемешивается до однородной массы, годной для получения расплава.
Если полученный порошок сразу не употребляется в работу, он пересыпается в подходящую емкость, закрытую плотной пробкой, и хранится в темном месте.
Порядок пайки с использованием плавня:
- Поврежденный участок тщательно прогревается посредством газовой горелки.
- На подготовленное место тонким слоем наносится порция плавня.
- Повреждение пропаивается оловянно-свинцовым припоем с добавкой малых количеств висмута.
При работе со спецтехникой (газовой горелкой) важно не перегреть восстанавливаемый участок, чтобы не прожечь его. Сила пламени подбирается с тем расчетом, чтобы его хватало только на равномерный прогрев поверхности алюминиевого изделия.
Ремонт радиаторов сложной конфигурации
Пайка автомобильного радиатора
Возможны ситуации, когда требуется восстановить (распаять) алюминиевый радиатор автомобиля, имеющий множество труднодоступных мест. В этом случае методы, основанные на применении железно-канифольного флюса и приготовленного своими руками плавня, не подходят. Тонкостенные трубки медного или латунного радиатора автомобиля, например, из-за особенностей конструкции паять очень непросто. В указанной ситуации рекомендуется использовать низкотемпературный припой (НТП) с одновременной проклейкой восстанавливаемой поверхности. В перечень рассмотренных подготовительных операций следует добавить необходимость обжима плоскогубцами поврежденного участка радиатора или печки, что позволит уменьшить размеры отверстия.
По ходу пайки обрабатываемая зона сначала тщательно прогревается газовой горелкой, после чего в ее пламя вносится пруток НТП. Периодически проводя им по этому месту, нужно постараться сделать так, чтобы частички припоя цеплялись за края повреждения и постепенно «затягивали» его. На завершающей стадии потребуется герметизировать зону дефекта, используя для этого специальный высокотемпературный клей. С его помощью удается «заделать» все оставшиеся мелкие неровности и изъяны.
Использование холодной сварки и клея
Клей для алюминия
Когда требуется исправить мелкое повреждение или заделать небольшой скол на поверхности детали, лучше всего воспользоваться клеящим составом, называемым «холодная сварка». Он представляет собой особую смесь, обладающую высокой степенью пластичности, и изготавливаемую на основе эпоксидной смолы – полимера с неповторимыми прочностными показателями. Кроме того, в состав «холодной сварки» входят различные наполнители (сера и пластификаторы), еще более повышающие этот показатель.
Чаще всего она выпускается в виде двух пластичных брусков, внешне напоминающих детский пластилин. Перед употреблением они одновременно разминаются пальцами рук, в результате чего получается нужная смесь из двух компонентов. Чтобы заклеить поврежденное место, достаточно отделить небольшой кусочек размятой массы и нанести его на заранее подготовленную поверхность.
Любой из способов восстановления алюминиевых радиаторов может быть реализован без помощи посторонних лиц. Однако если полной уверенности в собственных силах нет, лучше всего обратиться в специализированную мастерскую по ремонту автомобилей.
Как запаять пластик у автомобильного радиатора.
Технология стремится к усовершенствованию да так, что потребитель и не подозревает об оснащении своего приобретённого автомобиля изделиями с новыми разработками.
Я речь веду о системе жидкостного охлаждения двигателя, главным элементом в которой выступает радиатор, который часто повреждается при лобовом столкновении автомобиля, а в лучшем случае деформируется. Точно буду уверен в том, что никому не будет приятно ездить на битом автомобиле, да ещё и с протекающим радиатором.
Каждый жидкостный радиатор заключён между двумя баками для отвода и подвода охлаждаемой жидкости. В теорию движения жидкости по радиатору углубляться не стану, отмечу лишь, что несколькими годами ранее все автомобильные радиаторы комплектовались металлическими бачками, а ремонт радиатора и его чистку мог провести любой автолюбитель у себя дома. Флюс, припой и паяльник был почти у каждого.
Пластмассовые бачки облегчают конструкцию радиатора, но для многих автолюбителей, как им кажется, ремонт и обслуживание таких радиаторов пугает своими возможными последствиями и часто владельцы автомобилей с дефектным радиатором спешат приобрести новый или отобрать из б/у рабочий.
Любой радиатор жидкостного охлаждения, только не нужно учитывать радиатор, деформированный до состояния ‘баяна’, можно восстановить. Сейчас открыты многие сервисы с подобными услугами, правда, и стоимость таких услуг ощутима, но, когда нет оптимального решения, приходится следовать советам бывалых.
Когда же у Вашего автомобиля появилась проблема с радиатором, осмотрите его. Если металлические соты охлаждающей части радиатора целы и бачки его из пластика, то Вам немного повезло с ремонтом.
По моим наблюдениям отмечу, что попадавшие в большие аварии автомобили, оснащённые радиаторами с металлическими бачками, всегда укомплектовывались новыми радиаторами и только потому, что старые радиаторы разрывало или деформировало так, что ‘гармошка стояла в стороне и плакала’. А вот, автомобильные радиаторы с пластмассовыми баками просто срывало с креплений или , в худшем случае, ломало бачки. Это мои наблюдения, а не статистические данные.
Паяем пластмассовые бачки автомобильного радиатора.
Вот пример одного из ремонтов радиатора, когда применили не специальную аппаратуру и инструменты, а самые простые материалы и средства, которые найдутся у любого в гараже. Я не оспариваю науку и технические новшества, не осуждаю других, а без навязчивости показываю желающим, как без всего этого можно обойтись в определённых случаях, и поэтому всегда готов выслушать и помочь любому, кому это интересно.
При лобовом столкновении автомобиля вырвало бампер и правую фару. Автомобиль развернуло по ходу в правую сторону и сорвало радиатор. Детали всего не уточняю. Повредился правый бачок радиатора, крепление вырвало, места установки температурных датчиков остались целыми.
400 евро на дороге не валяются, а ремонтировать радиатор никто не соглашался и ясно почему. Большая возня и временные затраты, которые должны окупится для некого мастера, а тут за ремонт пластика большую сумму не запросишь. Ремонт и пайка автомобильного радиатора — услуга не дешёвая. Предлагали бывшие в использовании, но почти по стоимости новых. Грубо скажу — жлобы. Никогда не обращал внимание на бренды и порой наша отечественная, и даже советских времён деталька, ценнее становилась на какой-либо иномарке, нежели по стоимости её родная.
Ближе к сути вопроса. У Вас на руках разбитый радиатор. Соты целы или запаяны — не страшно. Пластмассовые бачки повреждены — это то же не страшно! Уверяю Вас. Даже, когда Вы не нашли всех осколков от разбитого бачка, огорчаться не нужно. В нашем случае была похожая ситуация и вот, что мы делали.
Термопушки, газовой горелки и фена у нас не было. Собрали простенький паяльник на медном стержне диаметром около 8 мм. Вот тут отмечу самое главное то, что собранный нами паяльник питался низким и переменным напряжением около 10 вольт, и от автомобильного аккумулятора.
На медный стержень намотали два слоя стеклоткани, поверх которой уложили десять витков нихромовой проволоки с диаметром 0,8 мм, концы которой скруткой соединили с гибкими монтажными проводами. А что бы тепло, получаемое от нашего нагревателя не терялось, все десять витков проволоки обмотали мокрой асбестной нитью, то есть, немного изолировали.
Многие со мной согласятся в том, что пластик теряет некоторые свои свойства при низкой температуре и становится хрупким, а в случае с автомобильным радиатором я уверен в определённых свойствах используемой пластмассы для бачков, которые легко поддаются контактной пайке с оплавлением и проплавкой, тем более, что остаточных напряжений и деформаций при аккуратной пайке возникать не должно.
Для соединения элементов бачка радиатора мы применяли пластмассовые изделия с близкими характеристиками. В конкретном случае, для заливки использовали ручку от пластмассового ведра для садовых работ, а для соединения в шов применили пластмассовые хомуты.
Кто-то сейчас напомнит об армировании, но мы не забыли об этом. Использовали серпянку из стекловолокна с ячейкой 4 мм. Удобно вплавляется в основу, а ещё она не создаёт дополнительных напряжений в материале. Более того, ячейка такого размера после оплавления пластмассы не уменьшает упругость застывшей массы, а прочность и стойкость к механическим повреждениям в месте ремонта повышается.
Уверенно утверждаю об этом потому, что всё описанное проверено мною лично на практике и не один десяток раз.
Главные правила, которыми руководствуюсь при пайке подобной пластмассы.
- Температура в месте плавления пластика не должна превышать температуру, при которой пластик становится текучим или горит.
Нарушается внутренняя структура материала. После застывания такого пластика он становится хрупким, а место пайки разрушится при первом неудачном случае.
- При соединении осколков или новых частей всегда оплавлять смыкающиеся стороны на несколько миллиметров, в зависимости от толщины и размера изделия.
Можно делать некоторые фасовочные оплавления с последующей заливкой плавленной массы в образуемую лунку или стыковочную канавку.
- Всегда применять мягкое армирование, даже на крепёжных элементах.
- Захват армировочных элементов проводить на несколько миллиметров на основе, с глубоким вплавлением в неё.
- Обязательно применять послойное оплавление с новым армировочным слоем.
- Стараться сохранять температуру оплавленной массы в месте пайки до завершения укладки каждого слоя.
- При необходимости шлифовать готовые слои для проверки на качество слоя, а после завершения ремонта шлифовать поверхность.
Мы ещё ошкуриваем, а когда клиент в добром настроении, то ещё и полируем. Бывали изделия после ремонта не отличались от их здоровых собратьев. Да и самому приятно будет окультурить место ремонта.
Смотреть видео ремонта пластикового бачка автомобильного радиатора.
- Проверять на герметичность после готовой пайки. Делать это можно и обычным воздушным насосом.
Герметизируем радиатор и через отдельный штуцер, вентиль(как хотите) нагнетаете в радиатор воздух порядка 1,5…2,0 атмосфер. Мы больше не накачиваем. Опускаем радиатор в воду и оставляем на несколько минут.
Отсутствие воздушных пузырьков в местах ремонта говорит об успешной работе проделанной Вами. Замечу, что лучше применять горячую воду. Если есть дефектные места, то при использовании горячей воды они проявят себя быстрее и будут более заметны.
Я здесь примером, по-простому описал ремонт радиатора и специально упустил всякие научные термины и формулировки, которые часто используют в пояснениях гордые мастера, учредившие себе Орден профессионала. Мы не академики, а простые люди.
Ваша оценка!
[Всего: 0 В среднем: 0]
«Как самому запаять автомобильный радиатор»
Уверенно утверждаю об этом потому, что всё описанное проверено мною лично на практике и не один десяток раз.
Главные правила, которыми руководствуюсь при пайке подобной пластмассы.
Температура в месте плавления пластика не должна превышать температуру, при которой пластик становится текучим или горит.
Нарушается внутренняя структура материала. После застывания такого пластика он становится хрупким, а место пайки разрушится при первом неудачном случае.
При соединении осколков или новых частей всегда оплавлять смыкающиеся стороны на несколько миллиметров, в зависимости от толщины и размера изделия.
Можно делать некоторые фасовочные оплавления с последующей заливкой плавленной массы в образуемую лунку или стыковочную канавку.
Всегда применять мягкое армирование, даже на крепёжных элементах.
Захват армировочных элементов проводить на несколько миллиметров на основе, с глубоким вплавлением в неё.
Обязательно применять послойное оплавление с новым армировочным слоем.
Стараться сохранять температуру оплавленной массы в месте пайки до завершения укладки каждого слоя.
При необходимости шлифовать готовые слои для проверки на качество слоя, а после завершения ремонта шлифовать поверхность.
Автор:
Игорь Александрович
Издатель ®
«Весёлый Карандашик»
«Подписаться на рассылку» 2 467
Как запаять радиатор своими руками?
Самостоятельный ремонт транспортного средства – неотъемлемая часть жизни большинства автовладельцев, поэтому так важно хорошо ориентироваться в различных поломках и способах их устранения. Одной из частых проблем является неисправность радиатора, выступающая следствием самых различных причин. Конечно, проще всего купить новую деталь, но зачем, если можно отремонтировать старую и сэкономить немного денег.
Причины повреждения радиатора
Оснований для появления проблем с автомобильным радиатором не так уж много, и их можно разделить на два вида:
• Механические причины – способствуют появлению повреждений, нарушающих целостность и герметичность радиатора. Даже небольшой камень, вылетевший из-под колес транспортного средства, может привести к пробою, но на первом месте среди подобных оснований находится лобовое столкновение с другими автомобилями или объектами.
Кроме того, одним из подвидов механических причин считаются ремонтные вмешательства, когда неумелые действия автовладельца приводят к повреждению деталей (особенно при демонтаже радиатора).
• Коррозия и естественный износ – еще одно основание для появления течи в охладительной системе. Запомните, даже малосущественные царапины или сколы очень быстро перерастут в активные коррозийные очаги, а если вовремя не решить эту проблему, то сквозь подобные отверстия антифриз начнет медленно вытекать наружу. Заметить такие трещины достаточно сложно, но скрупулезное обследование системы все же сможет привести к обнаружению проблемы.
Это две основные группы причин, способных вызвать повреждения радиатора, его разгерметизацию и последующую утечку охлаждающей жидкости. Однако существуют еще и некоторые проблемы эксплуатации, влияющие на нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости.
Среди них выделяют образование накипи, которая появляется на внутренней поверхности радиатора в процессе циркуляции антифриза (как накипь в чайнике) и смешивание масла с антифризом, что является следствием плохой очистки подкапотного пространства и неаккуратности самого автовладельца (даже при попадании небольшого количества моторного масла в систему охлаждения его следует сразу оттуда удалить).
В первом случае, указанная неприятность касается водителей, которые в летнее время используют не антифриз или тосол, а дистиллированную воду, способствующую появлению осадка, плотно закрепляющегося на внутренней поверхности радиатора.
Последствия течи
Учитывая, что радиатор автомобиля вместе с имеющимся в нем антифризом обеспечивают охлаждение силового агрегата и его защиту от перегрева, то логично предположить, что лишившись такой поддержки, мотор просто выйдет из строя. Думаю, не стоит говорить, во сколько выльется его ремонт, тем более, что не все поломки поддаются «лечению», и вполне вероятно, что вам придется менять весь силовой агрегат в сборе. Кроме того, вытекающий антифриз попадает на другие автомобильные детали, что сказывается на них не самым лучшим образом.
Определение места пропуска радиатора
Если вы заметили, что силовой агрегат машины начал перегреваться, а недавно залитая охлаждающая жидкость куда-то делась, стоит проверить радиатор на наличие пробоин. Чтобы выполнить такую диагностику, необходимо снять деталь с транспортного средства и внимательно осмотреть.
В тех случаях, когда визуальная диагностика не принесла никаких результатов, можно воспользоваться другим методом: закройте все отверстия радиатора пробками, а затем опустите деталь в емкость, наполненную водой. Теперь посмотрите на поверхность воды: в местах, где выходят пузырьки, имеются повреждения.
Определить течь радиатора или патрубков, которые соединяют его с двигателем, несложно, а вот если утечек охлаждающей жидкости не наблюдается, но ее температура в процессе движения очень быстро достигает критической отметки, тогда установить истинную причину такого состояния будет непросто. Обычно существует два основания для подобной неисправности: это либо недостаточный уровень антифриза в системе (возможно в результате утечки), либо неэффективная работа радиатора.
В последнем случае вы не обнаружите под капотом следы вытекшей охлаждающей жидкости, а в ходе поисков причины неэффективной работы радиатора следует обратить внимание на состояние термостата и вентилятора, так как она во многом зависит от их исправного функционирования.
Чтобы убедиться, что виновником перегрева силового агрегата стал именно радиатор, а не термостат, проверьте уровень охлаждающей жидкости (он должен быть в норме), попробуйте завести мотор «на холодную» (должен запуститься без проблем), а по мере прогревания двигателя, температура патрубка, подающего в радиатор, будет немного повышаться, причем его теплая часть, при нормальном состоянии, не должна доходить до радиатора.
Если при достижении нормальной рабочей температуры (или чуть выше нормальной) нижний патрубок начнет теплеть, то это значит, что термостат исправен, и причина плохого охлаждения и правда кроется в радиаторе. В тех случаях, когда нижний патрубок по-прежнему остается холодным, есть серьезный повод задуматься о работоспособности термостата.
Набор необходимых инструментов
Для пайки радиатора охлаждения вам понадобятся две основные составляющие – это сварочный аппарат (можно воспользоваться паяльником) и присадочный материал, тип которого зависит от материала изготовления самого радиатора. В большинстве случаев используют алюминиевую или латунную присадку, а для обезжиривания поврежденного участка перед пайкой можно воспользоваться обычным растворителем (ацетоном). Также необходимо подготовить стандартный набор инструментов (ключи, отвертки, молоток и т.д.), ведь для проведения пайки радиатор необходимо предварительно изъять из автомобиля.
Поэтапный ремонт радиатора
Выполнение ремонтных работ имеет определенный алгоритм и в большинстве случаев проходит по одинаковому сценарию. Однако некоторые отличия все же могут наблюдаться, что обусловлено типом автомобильного радиатора.
Устранение течи алюминиевого радиатора
Пайка радиатора – отличное решение для устранения небольших повреждений с минимальным размером. Однако в случае самостоятельного ремонта алюминиевого изделия можно говорить только о так называемой «холодной сварке» или обычном заклеивании пробоины при помощи герметиков и клеящих составов. Дело в том, что запаивание алюминиевых радиаторов – очень сложный и трудоемкий процесс, а нюансы заключаются в особенностях подготовки флюса для обработки поверхности (к обычной канифоли в качестве дополнительных металлических присадок добавляют опилки висмута, цинка, кадмия в виде порошка или используют специальные готовые смеси).
Приготовлением состава или использованием уже готового вещества для пайки можно заняться после того, как вы зачистите и обезжирите поврежденную поверхность радиатора. Металло-канифольный флюс создают при помощи тигля – огнеупорной емкости, которую нагревают на плите или используя газовый паяльник. Когда канифоль начинает плавиться, в нее добавляют металлическую пыль и хорошенько перемешивают. Соотношение опилок и канифоли 2:1.
Полученный состав наносят толстым слоем на всю поверхность радиатора. Пайку под слоем флюса выполняют круговыми движениями, как бы втирая припой в поверхность, причем металлические опилки играют здесь роль абразивного материала. По сути, это самый простой способ устранения появившихся трещин.
Обратите внимание! Выполняя пайку алюминиевого радиатора, нельзя допускать попадания воздуха в обрабатываемую поверхность, так как алюминий очень быстро окисляется, а образующаяся оксидная пленка значительно снижает коэффициент адгезии основы и припоя.
Вторым, не менее распространенным вариантом избавления от пробоин радиатора является «холодная сварка», материал для которой представлен в виде небольших брусков, состоящих из двух компонентов: клеевой основы и катализатора. Проще говоря, здесь используется тот же принцип, что и в эпоксидных и полиэфирных клеях, а перед применением «холодной сварки» ее компоненты тщательно перемешиваются до создания однородной массы. После этого полученному составу придают коническую форму и вдавливают его острым углом в поврежденное место.
Этот способ позволяет небольшой части «холодной сварки» попасть вглубь поврежденной области, что обеспечивает более качественный ремонт. Для устранения трещин у основания входных или выходных трубок радиаторной решетки лучше использовать эпоксидный клей.
Интересно знать! На начальном этапе развития автомобилестроения двигатели транспортных средств имели небольшую мощность, и излишки тепла просто рассеивались. Однако с увеличением этого показателя появилась необходимость использовать дополнительные способы охлаждения силового агрегата. Так появились первые радиаторы, представленные в виде гладкостенной медной трубы, а уже в 1900 году было использовано наружное оребрение такого змеевика.
Ремонт радиатора из меди
Если вам требуется запаять медный радиатор, то, как и в предыдущем варианте, изделие необходимо снять (предварительно слив охлаждающую жидкость) и хорошенько очистить место пайки от накипи и следов коррозии. После этого рабочую часть обезжиривают растворителем.
Для выполнения пайки используют паяльник мощностью в 250 Вт, предварительно удалив с его жала окалину (поможет избежать брака при работе). Место пайки нужно прогреть при помощи паяльника или используя строительный фен. В случае с медным радиатором, зону вокруг пробоины (на расстоянии 5 мм) следует протравить паяльной кислотой, используя для этого обычную кисточку.
Выполнив все указанные действия, разогрейте паяльник и нанесите на его жало канифоль, после чего припоем делается лужение и запаивается место утечки.
Пайка медного радиатора – несложный процесс. и для него хорошо подойдет припой ПОС-60, который имеет невысокую температуру плавления. Для сравнения, при пайке латунного изделия лучше использовать более тугоплавкий припой ПОС-40, но место пайки нужно будет прогревать и дальше, конечно, если вам нужен качественный результат.
Интересный факт! Первый паяный медно-латунный радиатор увидел мир в 1913 году, а вместе с ним создавалась конструкция радиатора, в котором воздух поступал по горизонтальным воздушным трубкам, расположенным внутри бачка. Со временем число этих трубок только увеличивалось, что привело к созданию сотового радиатора, получившего широкое распространение в 30-х годах прошлого века. Дальнейшее совершенствование указанного элемента привело человечество к современным изделиям, которые продолжают развиваться и дальше.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как,
Facebook,
Вконтакте,
Instagram,
Pinterest,
Yandex Zen,
Twitter и
Telegram:
все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Как припаять радиатор
, Дерек Одом
Если повреждение радиатора невелико, ремонт можно многократно выполнить с помощью пайки. Пайка не похожа на пайку или сварку, поскольку она физически не связывает два металла вместе; это больше похоже на патч, но довольно неплохой. Как и в случае со сваркой, больше не обязательно лучше. Если пайка будет качественной, исправление может длиться в течение всего срока службы радиатора.
Шаг 1
Подготовьте поврежденный участок к пайке.Это включает удаление любой краски с помощью небольшого шлифовального круга или металлической щетки, а также удаление любых заусенцев или острых краев, которые могут существовать. При использовании болгарки будьте очень осторожны, чтобы не усугубить повреждение, потому что радиаторы сделаны из очень мягкого металла. Затем очистите область сильным растворителем, например Simple Green или Brake Cleaner, чтобы припой без проблем прилипал к радиатору. Во время подготовки области следите за другими повреждениями.
Step 2
Полностью спаяйте поврежденный участок.Используйте паяльник высокой мощности и очень толстую паяльную проволоку. Тщательно нагрейте пистолет, чтобы припой хорошо расплавился и сцепился с поверхностью радиатора. Нагрейте поврежденную часть радиатора паяльником и медленно вводите провод, стараясь не капать припой в сам радиатор. Медленно продвигайтесь вниз по трещине, пока она полностью не покроется припоем. Не забудьте отключить утюг, когда закончите пайку, потому что большинство из них не отключаются сами по себе.
Отшлифуйте припой так, чтобы не было заусенцев или острых краев.Это можно сделать с помощью небольшого колеса или металлической щетки. Идея состоит в том, чтобы сделать линию пайки как можно более гладкой и удалить любые загрязнения. Отремонтированную часть радиатора тоже можно перекрасить или оставить в покое. Залейте в радиатор охлаждающую жидкость и дайте автомобилю прогреться до рабочей температуры, следя за местом пайки на предмет утечек.
Вещи, которые вам понадобятся
- Паяльник
- Паяльная проволока
- Шлифовальный круг или толстая проволочная щетка
- Краска (по желанию)
- Охлаждающая жидкость
Другие статьи
.
Как использовать Permatex Quick Solder Repair Radiator Repair
by Drue Tibbits
Радиатор Юмор изображение Джона Сфондилиаса с Fotolia.com
Ремонт отверстия в радиаторе намного дешевле, чем замена радиатора. Прежде чем доставить негерметичный грузовик к механику, подумайте о том, чтобы отремонтировать яму самостоятельно. Permatex Quick Solder Radiator Repair — это ремонтный эпоксидный материал, который может герметизировать отверстия радиатора размером до 1 дюйма. Эта двухкомпонентная эпоксидная смола эффективно заделывает отверстия радиатора в грузовиках, легковых автомобилях и даже сельскохозяйственном оборудовании.Ремонт радиатора Permatex Quick Solder Radiator Repair быстрый и простой в использовании, а это означает сокращение времени простоя как для вас, так и для вашего автомобиля.
Подготовка поверхности
Шаг 1
Дайте двигателю остыть и снимите крышку радиатора. Выполняйте ремонт в зоне с температурой выше 40 градусов по Фаренгейту. При необходимости слейте воду из радиатора, чтобы опустить уровень воды ниже отверстия. Перед нанесением эпоксидной смолы отверстие необходимо высохнуть.
Шаг 2
Очистите вокруг отверстия с помощью Permatex Brake & Parts Cleaner.Вытрите очиститель тряпкой. Тщательно вымойте руки очистителем для рук. Загрязнения с ваших рук перейдут на эпоксидную смолу и сделают ее менее эффективной при выполнении следующего шага.
Отрежьте эпоксидную палочку достаточной длины, чтобы заполнить отверстие, и протяните еще ½ дюйма вокруг отверстия. Пальцами разминайте эпоксидную палочку, пока зеленая и бежевая части не смешаются, чтобы получить однородный цвет и консистенцию.
Отверстия 1/2 дюйма или меньше
Шаг 1
Сформируйте из смешанной эпоксидной смолы конус.Вставьте заостренный конец в отверстие радиатора и распрямите широкий конец конуса вокруг отверстия.
Step 2
Пальцами плотно приклейте края эпоксидной заплатки к поверхности радиатора. Вымойте руки очистителем для рук, чтобы удалить остатки эпоксидной смолы.
Подождите два часа перед заполнением радиатора водой и использованием автомобиля.
Отверстия размером более 1/2 дюйма
Step 1
Пальцами разгладьте смешанную эпоксидную смолу, пока она не станет достаточно большой, чтобы охватить отверстие на 1/2 дюйма со всех сторон.Отцентрируйте эпоксидную заплату над отверстием и пальцами плотно приклейте края эпоксидной заплатки к поверхности радиатора. Вымойте руки очистителем для рук, чтобы удалить остатки эпоксидной смолы.
Step 2
Подождите 24 часа, пока эпоксидная заплатка не застынет. Отрежьте еще одну часть эпоксидной палочки, достаточную, чтобы покрыть заплатку и протянуть еще ¼ дюйма вокруг отверстия, затем размесите ее, пока она не станет однородного цвета и однородной консистенции.
Step 3
Разровняйте смешанную эпоксидную смолу до тех пор, пока она не станет достаточно большой, чтобы покрыть существующую заплату плюс дюйма.Отцентрируйте смешанную эпоксидную смолу поверх существующей заплатки и пальцами прижмите края смешанной эпоксидной смолы к поверхности радиатора, чтобы образовалось уплотнение. Вымойте руки очистителем для рук, чтобы удалить остатки эпоксидной смолы.
Подождите четыре часа перед заполнением радиатора водой и использованием автомобиля.
Предупреждение
- Не использовать на пластиковых радиаторах.
Вещи, которые вам понадобятся
- Permatex Quick Solder Repair Radiator
- Permatex Brake & Parts Cleaner
- Rag
- Механический очиститель для рук
- Нож
Другие статьи
.