Что это такое изразцы: Что такое изразец и как сделать его своими руками?
Что такое изразец и как сделать его своими руками?
Некоторые пользователи интернета интересуются тем, что такое изразец. Вроде бы слово это давно на слуху, и все знают, что это одна из разновидностей керамики. Однако о том, чем этот вид отделки отличается от обычного кафеля, известно не всем.
Итак, изразцом называют обожженную при высоких температурах глиняную плитку, предназначенную для отделки стен, фасадов зданий, а также печей. От обычной керамической она отличается тем, что имеет на изнаночной стороне так называемую румпу – бортик по всему периметру, образующий коробку. Подобная конструкция делает изразец очень удобным в монтаже при отделке поверхностей. Сегодня при оформлении экстерьеров, а чаще интерьеров также используется такой вид отделки, как изразец. Камин, стены на кухне, в прихожей или даже гостиной – вот основное поле для применения этого замечательного материала. Глазурованная обожженная плитка способна без вреда для себя переносить повышенную влажность, значительные перепады температур, разного рода механические воздействия, не гниет, не тускнеет и выглядит более чем привлекательно.
Виды изразцов
Печной изразец может различаться по внешнему виду. В этом плане плитки классифицируют на:
- однотонные гладкие;
- однотонные рельефные;
- расписные гладкие;
- расписные рельефные;
- лепные.
Все эти разновидности очень красивы и считаются едва ли не самым качественным видом керамики. Разного рода узоры и целые картины с четко определенной сюжетной линией – вот так могут быть украшены печи и стены при использовании такого материала, как изразец. Фото конструкций, отделанных им, вы можете видеть на странице. В наше время интерес к этому виду отделки сильно возрос. А поэтому начали создаваться мастерские, специализирующиеся на изготовлении именно такой облицовки для печей и стен. Чаще всего они продают стандартные виды такой плитки. Однако при желании можно заказать и эксклюзивный комплект, предназначенный для данных конкретных печи или интерьера.
Значение слова «изразец»
Точное значение такого названия этого вида керамики не известно. Однако предполагается, что произошло оно от слова «резать». Дело в том, что при изготовлении такой облицовки когда-то применялись деревянные формы. Красота плитки при этом напрямую зависела от мастерства резчика по дереву. Чем искуснее был мастер, тем оригинальнее и привлекательнее получался готовый материал.
Возможно, значение слова «изразец» имеет и несколько другие корни. Некоторые исследователи проводят параллель между ним и словом «образец». Дело в том, что последнее было очень распространено в России именно в эпоху расцвета изразцового искусства.
Особенности конструкции и монтажа изразцов
Итак, что такое изразец, мы выяснили. Так называют облицовочный материал, изготовленный из глины. Далее посмотрим, каковы особенности монтажа этой разновидности отделки. Облицовка этим материалом производится совсем не так, как кафельной плиткой. Чаще всего изразцы используют для отделки печей. Если просто посадить их на раствор или клей, из-за воздействия высоких температур при топке они в скором времени обязательно отпадут. Бетонная смесь не используется по этой же причине даже при кладке печей. Ее заменяют на глиняный раствор.
Монтаж изразцов выполняют не на готовую печь, а сразу – уже в процессе ее кладки. В противоположных по высоте отрезках румпы при изготовлении плиток высверливаются отверстия, в которые вставляется металлический прут. Далее коробка с изнаночной стороны заполняется глиняным раствором, в который вдавливается кирпичная мелкая щебенка. При кладке печи в этом растворе выбирается отверстие до металлического прута. Далее вокруг него перехлестывается проволока, концы которой и закладывают между кирпичами в процессе кладки. Традиционно швов между изразцами не оставляют. В результате получается красивая и при этом очень надежная отделка.
История изразца на Руси
Таким образом, вы теперь знаете, что такое изразец и каковы особенности его монтажа. Теперь давайте сделаем небольшой экскурс в прошлое и посмотрим, когда именно этот вид отделки появился на Руси. История изготовления данной разновидности облицовочного материала неразрывно связана с историей развития искусства кладки печей. Когда-то давно на Руси избы топили «по-черному» при помощи простейших конструкций – каменок. Однако позже начали появляться и более современные печи – с дымоходом. Разумеется, русская любовь к украшательству предметов быта коснулась и этого важного элемента избы. Глиняную плитку, предназначенную для отделки пола и зданий, начали производить на Руси еще в 10-11 веке. Тогда ей украшали в основном церкви и храмы.
Собственно сам печной изразец появился немного позднее – в 16 веке. В то время представлял он собой обычную глиняную плитку с рельефным узором. Сюжеты рисунка на такой отделке могли быть самыми разными. Поливой (аналогом современной глазури) изразцы начали обрабатывать в 17 веке. Во всяком случае, самая старая из всех найденных плиток датируется именно этим столетием. Вторую его половину можно с уверенностью назвать золотым веком изразцового искусства. Именно начиная с 17 в. и по 19-ый украшение печей этим видом облицовки становится традиционным. Сюжеты израцовых картин, а также мотивы узоров все более усложняются. Цвета же становятся необыкновенно яркими и красочными. Изразцами украшают печи больших церквей, дома зажиточных граждан, дворцов.
До 18 века такой плиткой было принято облицовывать в том числе и фасады зданий снаружи. Однако к концу этого столетия такая мода сошла на нет. Изразцы стали применять только для украшения интерьеров.
Использование этого вида облицовки в СССР
К сожалению, после революции искусство изготовления изразцов у нас в стране практически пришло в упадок. Однако до конца забыто не было. Печи украшать изразцами продолжали. В особенности этот вид отделки был популярен на Украине. Использовалась такая облицовка даже для украшений одной из станций московского метрополитена – Боровицкой. Поставлялись изразцы и в другие страны социалистического лагеря – Чехословакию, ГДР и т. д.
Подготовка глины для плиток
Сделать изразец для печи самостоятельно технологически на самом деле не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Однако работа эта занимает достаточно много времени и включает в себя несколько этапов:
- Предварительно нужно накопать хорошей красной глины без примесей.
- Затем ее помещают в деревянный ящик, тщательно измельчают и просеивают сквозь мелкое сито.
- Далее получившуюся пыль разводят водой и оставляют отстаиваться.
- Через некоторое время отщелокнувшуюся светлую водичку сливают, а жидкую глину вычерпывают таким образом, чтобы на дне остался самый нижний плотный слой.
- Его оставляют немного подсушиться. После того как он приобретет консистенцию и гибкость пластилина, можно приступать к изготовлению собственно изразца.
Как сделать форму
Выливается изразец своими руками в специальной форме-матрице. Последнюю можно также изготовить самостоятельно. Проще всего сделать ее из гипса. Сначала вырезается модель изразца. Затем вокруг нее устанавливается опалубка. Далее в получившуюся коробку наливается гипсовый раствор (примерно 1часть алебастра на 10 частей воды). Форму сначала сушат вместе с моделью. Затем последнюю вынимают и продолжают сушку уже без нее.
Выливаем изразцы
Далее приступают к изготовлению собственно самой плитки. Изготавливается изразец для печи следующим образом:
- Готовая форма заполняется глиняным раствором.
- По краям заготовки делаются насечки.
- Из глины лепятся четыре длинных брусочка прямоугольного сечения.
- Брусочки наклеиваются по краям заготовки. При этом получается нечто вроде коробочки.
- В двух крайних отрезках рамки посередине проделываются отверстия под крепежный штырь.
После того как глина подсохнет, плитки вытаскивают из формы.
Обжиг и роспись
Полученные таким образом заготовки помещают в муфельную печь. Изразец должен «вариться» в ней в течение четырех часов при температуре до 950 гр. Далее печь выключают, дожидаются ее остывания и вынимают плитки. После того как они остынут, можно приступать к росписи. Окрашивают изразцы либо масляными красками, либо ангобами. Последняя разновидность представляет собой глины разных составов, при высоких температурах принимающие разные оттенки. После того как рисунок будет нанесен, изразец покрывают специальной глазурью. Дождавшись высыхания последней, плитки опять помещают в печь и обжигают повторно.
Второй способ
Изготовить изразец своими руками можно и другим способом. Это простая технология, не требующая наличия оборудования, предназначенного для обжига. Однако использоваться плитка, сделанная по этому методу, может только для облицовки стен. Печи ей отделывать нельзя. В этом случае вместо глины берется обычная шпаклевочная смесь, приобрести которую можно в любом магазине стройматериалов. Водой ее разводят, руководствуясь инструкцией на упаковке. Однако добавить ее нужно чуть-чуть побольше. Готовая смесь должна иметь консистенцию 15% сметаны. Ее тщательно перемешивают до исчезновения всех комочков и оставляют на некоторое время выстаиваться.
Формочки для плиток можно взять силиконовые, предназначенные для выпечки печенья. Шпаклевочную смесь заливают в них таким образом, чтобы не оставалось никаких пустот. Далее из малярной армирующей сетки вырезают прямоугольник сопоставимого с формой размера. Его нужно аккуратно вдавить в смесь. Армированные таким образом плитки будут прочнее. Далее верхний слой смеси снимают правильцем, тщательно выровняв изнаночную часть заготовки. После того как смесь схватится, плитки можно вынимать из формы. Иногда на заготовках, полученных таким образом, остаются некрасивые наплывы. Убрать их можно обычной наждачкой с крупным зерном.
Окрашивание шпаклевочных плиток
Краски для рисунка на изразцах, изготовленных подобным образом, подбирают исходя из назначения плитки. Если она, к примеру, будет установлена за кухонной плитой, лучше выбрать термостойкую. Во всех остальных случаях можно использовать акриловый краситель. Тогда плитку впоследствии можно будет мыть и чистить.
Надеемся, мы достаточно полно раскрыли тему статьи и ответили на вопрос о том, что такое изразец. Как изготовить такую отделку своими руками, вы теперь также знаете. На этом все. Желаем вам удачи в этом интересном деле!
Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей. Из истории изразца Изразцы 18 века
Изразец — слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.
Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.
В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.
Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотогра
виды, размеры, предназначение :: SYL.ru
Для облицовки каминов и печей необходимы изразцы, которые дополняются следующими элементами:
- плинтусами;
- углами;
- карнизами;
- бордюрами;
- карандашами;
- колоннами.
Эти изделия превращают отопительный прибор в законченный объект интерьера. Если у вас в наличии монохромный лаконичный камин, то сформировать из него неординарное произведение искусства можно лишь с помощью пары рельефных колонн. Производители предлагают к продаже изразцы, в комплекте с которыми поставляются угловые элементы. Обычно подобные детали универсальны, поэтому их можно использовать к разным изразцам. Это позволяет сформировать облицовку любого размера.
По желанию вы можете выбрать элементы и изразцы без полива и росписи. В этом случае они предлагаются после утильного обжига. Другие серии имеют роспись и тонкий рельеф, который иногда плохо читается на монохромных фотографиях, поэтому выбор изделий лучше осуществлять в магазине самостоятельно.
Важно учесть конечный размер элементов, который должен указываться после усадок шамотной глины. Это позволяет осуществить расчет необходимого количества материала. Если используется мелкодисперсная глина или фаянс, то из указанных размеров следует вычесть 3 %.
Что собой представляют изразцы
Если для облицовки камина или печи вы планируете использовать изразцы, значение этого слова нелишним будет узнать. Оно трактуется по-разному, а произошло от «изразить», что означает «вырезать». Изразцы – это плитка, которая изготавливается из обожженной глины. Она отличается по конфигурации и наличию румпы. Последняя представляет собой коробчатый выступ, который располагается на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.
По размерам эта часть несколько меньше площади изделия. Эта ключевая особенность делает изразцы идеальным облицовочным материалом для отопительных приборов. Пустотелые конструкции свойственны кафельным декоративным элементам для отделки фасадов, стен, печей и каминов.
Изразцы – плитка, которая обладает множеством преимуществ, среди них следует выделить:
- прочность;
- способность претерпевать любые температуры;
- высокую жесткость;
- устойчивость к перепадам температур;
- экологичность;
- аккумулирование тепла;
- простоту в уходе;
- экономию топлива;
- длительный срок эксплуатации.
За счет толщины изделия изразец получает более высокую жесткость. Этот параметр в 2 раза больше, чем у керамической плитки. Если вы хотите понять, что такое изразцы, то должны знать, что они способны к аккумулированию тепла. Если печь хорошо протопить, то она будет отдавать в помещение тепло в течение суток.
Такая облицовка еще и экологична, чего удается добиться благодаря использованию в процессе производства глины. Эта особенность обусловлена еще и наличием глазури на поверхности, на которой не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет в процессе работы отопительного оборудования вредные для здоровья человека вещества.
Дополнительные плюсы
Довольно часто начинающие домашние мастера задаются вопросом о том, что такое изразцы. Они являются толстостенными изделиями, что обеспечивает их высокую термостойкость, долговечность и теплоемкость. Подобные элементы способны отдавать большое количество лучистого тепла, которое сравнивается с солнечным.
Изразцы изготавливаются по особой рецептуре, что позволяет получить изделия с низким водопоглощением. Их можно использовать в помещениях с высокой влажностью и даже на фасадах. Если перед вами тоже встал вопрос о том, что такое изразцы, то вы должны знать, что среди ингредиентов изделий отсутствуют токсины.
О натуральности и прочности
В основе лежит высококачественное сырье, а технология обычно предусматривает метод ручного литья. С помощью него удается получить изделия с высокой геометрической точностью. Трудозатраты при этом снижаются, следовательно, цена получается приемлемой. Погрешность по сторонам может достигать 1 мм. Если приобрести качественную облицовку, то подгонки она не потребует, что способствует сокращению времени на монтаж.
Облицовка обладает цельнолитой румпой, что обеспечивает изделиям высокую прочность и сокращает длительность технологического процесса. Облицовку можно крепить с помощью уникального способа, который обеспечивает способность отделки выдерживать любую температуру.
Если правильно уложить материал, то он прослужит несколько десятилетий, а в процессе этого не потребует ремонта. От основания плиты может быть сформирован высокий рельеф до сантиметра. Если используется такая технология, то вместе с техникой росписи удается повысить художественную выразительность изделий.
Основные разновидности и их назначение
Изразцы для камина можно классифицировать по нескольким признакам, например по форме. Такие элементы укладываются целыми, в противном случае уникальные свойства аккумуляции тепла будут снижены. С точки зрения формы можно выделить три основных элемента:
- плоские;
- угловые;
- фасонные.
Плоские являются фронтальными, они используются для облицовки ровных поверхностей, тогда как угловые – для соответствующих частей отопительного прибора. С помощью фасонных элементов можно облицевать выступающие части по типу карнизов и выделить зоны. Фасонные изразцы используются в качестве декора. Разнообразие форм изделий не ограничивается стандартными элементами, ведь существует множество вариантов.
Разновидности по структуре поверхности, типу основания и наличию рисунка
Печные изразцы можно классифицировать по структуре лицевой поверхности. С учетом этого фактора изделия могут быть гладкими или рельефными. Поверхность может быть глазурованной или неглазурованной. В первом случае речь идет о глянцевой облицовке, а во втором – о терракотовой и матовой.
Неглазурованные элементы отличаются более низкой стоимостью по сравнению с глазурованными. Изразцы для печи могут иметь рисунок или орнамент. Последний обычно передает цветовую гамму и тематику, а также дух страны, в которой создаются изделия. Голландские изразцы, например, обычно представлены синим цветом рисунка на снежном белом фоне. Среди мотивов можно выделить:
- мельницы;
- степные пейзажи;
- морские рисунки.
Разновидности по наличию орнамента
Испанские изразцы обычно подвержены влиянию восточных искусств. На их поверхности изображаются сложные орнаменты, которые позволяют понять образ жизни восточных людей. Немецкие изделия отличаются лаконичностью и четкостью форм рисунка. Они обладают наибольшим постоянством размеров и почти не нуждаются в дополнительной обработке перед укладкой.
Русские изразцы для печи поражают разнообразием узоров и орнаментов, а также буйством краски. Разные регионы предлагают свои стили рельефа и рисунка. Ярославские элементы являются одними из самых ярких представителей русской керамики. Они отличаются приглушенной цветовой гаммой.
Классификация по размеру
Каждый производитель предлагает изразцы своего размера. Это обусловлено технологией производства. Но плитка должна соответствовать определенным габаритам. Например, толщина достигает 50 мм, тогда как минимальное значение равно 45 мм. Если перед вами квадратное изделие, то его сторона обычно равна 200 или 220 мм. Что касается прямоугольных элементов, то они ограничены следующими параметрами: 205×130 мм.
Классификация по виду румпы
Если вы хотите знать, что такое изразцы, то должны ознакомиться с ГОСТ 3742-47, согласно которому регламентируется производство описываемых изделий. Классифицировать их можно еще и по виду румпы, которая может быть простой или с бортиком. В первом случае изделие обладает наклонным срезом, во втором бортик обеспечивает возможность крепежа более удобным и надежным способом за счет наличия соответствующих отверстий. Румпы могут иметь и более сложную конфигурацию, а также обладать несколькими камерами. Наиболее востребованным сегодня является глазурованный изразец с рисунком.
В заключение
Современные наборы изразцов изготавливаются в разных стилевых решениях. Это может быть готика, модерн, классика или барокко. На основе базовых направлений создаются неповторимые образы, а именно роскошное убранство, реплики традиционных и старинных очагов, а также смелые современные решения.
Это позволяет вписать печь или камин почти в любой интерьер. По желанию вы можете приобрести изразцы с выраженной неровностью, шероховатостью и нарочитой кривизной. Это позволяет реализовать образ, который будет соответствовать стилю интерьера, например шале, кантри.
Изразец — это… Что такое Изразец?
изразец — плитка, материал, кафель Словарь русских синонимов. изразец кафель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ИЗРАЗЕЦ — муж. глиняная, выжженная плита, обычно с лица поливанная, для облицовки печей, а иногда и стен, карнизов; поливанная цветная лещадь и черепица. Стенной изразец, прямой; угловой, двугранный; прибор, карнизный, разного вида. Рюмка, раструб изнанки… … Толковый словарь Даля
изразец — ИЗРАЗЕЦ, кафель, разг. обкладка ИЗРАЗЦОВЫЙ, кафельный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Изразец — – керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. [Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995] Изразец – облицовочная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ИЗРАЗЕЦ — ИЗРАЗЕЦ, изразца, муж. Кирпич, тонкая плитка из обожженной глины, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. Изразцы употребляются для облицовки печей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИЗРАЗЕЦ — ИЗРАЗЕЦ, зца, муж. Плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. | прил. изразцовый, ая, ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
изразец — изразец, зц а, твор. п. зц ом … Русский орфографический словарь
изразец — Облицовочная керамическая плитка, имеющая с обратной стороны форму открытой коробки румпы для крепления в кладке [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительные изделия прочие EN Dutch… … Справочник технического переводчика
изразец — Керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. Ист.: Плужников, 1995 • • • Глиняная, выжженная плита, обычно с лица поливанная, для облицовки печей, а иногда и… … Словарь храмового зодчества
изразец — Искон. Суф. образование от изразъ «изразец», производного от изразить «вырезать», преф. формы от разить «резать, ударять». См. изобразить. Изразец буквально «вырезанный (т. е. с резьбой) тонкий кирпич» … Этимологический словарь русского языка
Изразцы. Немного истории
Изразцы – очень распространенный в дореволюционной России элемент декора. Традиция изготовления изразцов не забыта и по сей день – они украшают наши дома, являясь необычным элементом. Они создают особую атмосферу в доме и вызывают ассоциации с бытом русского человека в старинные времена, о котором нам известно по книгам и иллюстрациям того времени.
Но не стоит забывать, что изразцы использовались не только для художественной облицовки печей и каминов, но и вполне успешно применялись для украшения, как внутренних, так и наружных стен. Самые первые узорчатые керамические пластинки появились в Древнем Междуречье ( долина реки Евфрат). Они значительно отличались от современных представителей, так как у «прадедушек» имелся целый ряд отличий.
В Магрибе (Алжир и Тунис) – особой популярностью пользовалась мозаичная плитка, которой украшали мечети и дворцы. Большинство ученых едины во мнении, что именно от мавританской культуры, данный способ облицовки стен был благополучно перенят жителями Пиренейского полуострова. В современной Португалии сохранились облицованные плиткой фасады церквей XV-XII веков, внешний вид которых напоминает большие картины в бело-синей гамме.
Старушка Европа имела честь познакомиться с изразцами ещё в с VIII столетии. Так украшали исключительно дворцы и храмы, а сами изразцы считались предметом особой роскоши. В XVIII веке их стали применять и в отделке внутренних помещений и очагов.
В России, появление первых расписных печей датируется началом XVI века. Особенность русских изразцов – красный (терракотовый) цвет, так как полив у нас тогда ещё не был известен. Правда, стоит заметить, что после установки – изразцы хоть и не всегда, но белились. Основной рельефный узор того времени – это мифологические животные (например – птица Сирин), сюжеты из сказаний и былин, различные батальные картины, а особой популярностью пользовались – геометрические орнаменты, либо красочные растительные. Некоторые экземпляры уже в то время покрывались прозрачной глазурью без ангоба и они приобретали коричневый оттенок.
В XVII веке в России уже по настоящему начинается расцвет изразцового искусства. К тому времени в распоряжении мастеров уже были глазурь и эмали, набирали популярность поливные муравленые и ценинные экземпляры. Именно в те времена, из печного украшения, они плавно перешли в разряд отделочных материалов для стен зданий. Узоры стали немного разнообразнее: появились изображения фруктов и деревьев со сложными переплетениями.
Принято считать, что первые изготовители ценины (цветная керамика с применением эмали) были белорусские мастера, жившие на Гончарной слободе в столице. Именно они научили русских ремесленников этому искусству. С течением времени, ценные изразцы уже стали изготавливаться и в других городах (Тотьме, Великом Устюге и др.). И в наше время можно увидеть очень много украшенных таким способом церквей, в частности – в Ярославле.
Не можем воздержаться от того, чтобы порекомендовать электромагнитный преобразователь накипи «АкваЩит», в котором сплетение современных технологий и лучших материалов легко справляется с задачей смягчения воды и удаления накипи.
В XVIII веке начинается массовое производство декора, который, на манер голландских мастеров, имеет бело-синюю или зелено-коричневую окраску. Начало такому производству положил Петр I, издав соответствующий указ. Появляются узоры и орнаменты с растительными мотивами и причудливыми изображениями «всяких фигур» — как людей, так и «звериного и птичьего видов». До 1725 года были распространены переходные изразцы, которые считались рельефно-расписными.
Начиная с 1890 года, ручное изготовление переходит в машинное производство. В это же время открылась знаменитая мастерская в Абрамцево, где работали такие известные художники, как Васнецовы, Серов, Головин. Помимо живописи, мастера с удовольствием занимались изготовлением изразцов, которые по стилю и исполнению напоминали древнерусские орнаменты.
Практически все образцы древнерусского декора имеют румпу (специальный выступ в форме открытой коробки, который находится сзади лицевой пластины), где предусмотрены отверстия для крепления при помощи проволоки к печным гвоздям, находящимся в кладке.
Сегодня, изразцы, в большинстве случаев, изготавливают из терракотовой, фаянсовой или шамотной глины. Можно встретить эксклюзивные образцы из высококачественного фарфора, которые считаются достаточно дорогим материалом для отделки, но зато – необыкновенно эффектным. Процесс производства таких изразцов очень сложный, требующий иной раз четырехразовый обжиг. Но как восхитительно смотрятся печи и камины с таким декором – всегда актуальная и роскошная классика.
]]>
История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века
Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов — символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.
Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.
Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».
Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.
Поливные изразцы. Псков
В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора старинные плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.
Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги — с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели старинных керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.
Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.
Поливные изразцы. Москва
Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы, заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.
Полихромные изразцы
Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.
Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.
Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.
Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.
В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма.
Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения.
Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.
В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.
Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение.
Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.
Ярославские изразцы
Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.
Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре — с восемью крупными лепестками, одна — с шестью и одна — с двенадцатью.
Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича — только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге — Волге.
Северные изразцы. Великий Устюг
Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.
Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.
Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли.
Петровские времена
27 июня 1709 года русская армия разбила под Полтавой шведское войско Карла XII. Для нашей изразцовой истории интересен эпизод пленения двух солдат — Яна Флегнера и Кристана, которых Петр отправил «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Не очень понятна логика Петра, ибо странно предполагать, что абсолютно каждый плененный швед является специалистом в керамике и способен повторить непростую технологию с нуля. Особенно учитывая, что технология была известна в Гончарной слободе Москвы и более эффективно было бы пригласить специалистов оттуда.
Однако, Петр отличался темпераментом и патологической нетерпимостью ко всему русскому, видимо, поэтому столько очевидный и простой путь был для него неприемлем. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле. А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. О Гребенщикове мы писали в нашей статье «История русского фарфора».
Голландские кафли, усиленно насаждаемые Петром, в итоге обрели русское подданство и «облеклись» в русские одежды. Подобно тому, как лубок превратился из религиозной картинки в своеобразную энциклопедию народных знаний и обычаев, так же и разрисованные изразцы из декоративного украшения переродились в необычный, долго живущий «учебник» географии, истории и правил поведения. В росписях новых печных изразцов оказалась запечатленной сумма знаний и этических правил той эпохи.
Владимир и Суздаль
Особенно ярко талант народных гончаров и живописцев проявился в расписных изразцах XVIII столетия. Все, что за века достигнуто в иконописи , в народной гравюре — все самое лучшее нашло свое место. Одни мастера создавали сложные многоплановые композиции, сходные с клеймами житийных икон. Другие применяли графичную линейность лубочных картинок. В зависимости от сюжета рождался и окружающий орнамент: дома и крепости заключались в угловатый узор, а фигуры людей или пейзажи в сложные витиеватые орнаменты.
Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».
В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.
Калуга
Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.
Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по центру медальона, «лимончик» — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза. После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели.
Подробнее о калужском изразце вы можете прочитать в другой нашей статье.
Серебряный век
Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов. Врубель совершенно по-новому интерпретировал старинный материал и совместно с химиком-технологом Петром Ваулиным восстановил технологию люстрирования, забытую с XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964 году В. А. Невским — энтузиастом и сотрудником абрамцевского музея.
Ночами В. А. Невский сторожил дом и печи, а днем аккуратно разбирал их, нумеруя каждый изразец, чтобы вывезти их в Абрамцево и собрать там. В результате, сегодня творения Михаила Врубеля может увидеть каждый. Творения о которых писал А. М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова — замечательны. Майолика — это самый артистический вид гончарного дела».
О майолике Врубеля вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Абрамцевская керамическая мастерская». О еще одном выдающемся керамисте Серебряного века — Петре Ваулине — вы можете прочитать в нашей статье «Петр Ваулин — возрождение русской майолики».
В статье использованы материалы искусствоведа Ю. М. Овсянникова из его книги «Солнечные плитки» и альбома «Русские изразцы».
Прочитать об истории изразца в мире вы можете на этой странице.
Прочитать о значении символов на русских изразцах с рельефными мифологическими персонажами, животными и птицами, вы можете на этой странице.
Изразцы для печей и камина, варианты отделки + фото в интерьере
Камин с открытым огнем является прекрасным дополнением к интерьеру любого загородного дома. Он станет центром притяжения, не только конкретного помещения, но и всего жилища. Существует масса способов расположения и строительства каминов. Они могут быть отдельно стоящими металлическими, угловыми или портальными. Портальный камин – это капитальное сооружение, возводимое из огнеупорного кирпича. Однако сама по себе кирпичная поверхность не отличается хорошими эстетическими качествами, поэтому кирпичные портальные камины принято украшать декоративной отделкой. Самым простым способом может стать окрашивание и оштукатуривание, однако это не на много повысит эстетическую привлекательность. Существует способ декоративной отделки камина, который будет притягивать ваши взгляды и взгляды ваших гостей не хуже, чем сам открытый огонь, это так называемые изразцы. Если до сих пор не слышали про изразцы — посмотрите на фото ниже и вы сразу поймете, что это такое.
Камин, украшенный изразцами
Что такое изразцы?
Изразцы представляют собой керамическую плитку, на поверхность которой особым образом нанесен узор. Декоративное покрытие, изготовленное по такой технологии издавна применялось для украшения отопительных приборов. Разноцветные изразцы были изобретены еще в древней Персии и до сих пор радуют человеческий глаз. Особую ценность имеют изделия 18 века, которые до сих пор сохранили свой внешний вид, несмотря на многие столетия использования.
Из чего делают изразцы?
Существует довольно большое разнообразие керамических изразцов. Исходный материал – обожженная глина позволяет делать эти изделия любой формы, в следствии чего ими можно покрыть практически любую поверхность. Плоскими изразцами выкладываются вертикальные и горизонтальные поверхности. Кроме того, существуют угловые изразцы, при этом, если постараться можно найти в продаже изделия, плоские поверхности которых сочетаются под самым причудливым углом. Ну и наконец, существуют варианты, которые сами по себе являются декоративными облицовочными элементами очень причудливой формы – от замысловатых карнизов, до самых разнообразных по форме «финтифлюшек».
Виды изразцов
Вы можете подобрать комплект изразцов для облицовки камина даже самой причудливой формы и наоборот, украсить унылый прямоугольник кирпичного портала камина декоративными элементами строго стиля барокко.
Также изразцы могут отличаться по фактуре лицевой поверхности. Это могут быть гладкие, скользкие на ощупь плитки, могут быть рифленые плитки или кирпичики с рельефным геометрическим узором.
Отличаются изразцы и по способу обработки поверхности. Вы можете приобрести майоликовую плитку, поверхность которой покрыта гладкой глазурью. Можно украсить каминный портал терракотовой плиткой, поверхность которой напоминает грубо обработанную глиняную посуду без покрытия. Естественно при любом типе поверхности на лицевой стороне изразцовой плитки может быть нанесен рисунок, который тоже может исполняться во множестве вариаций: от строго геометрического узора, до затейливой фотореалистичной росписи.
варианты размещения
Единственное видимое отличие изразцов от всем хорошо знакомой керамической плитки расположено с обратной стороны. Это «румпа» — открытая прямоугольная коробка, повторяющая контуры лицевой стороны. С помощью нее изразец крепится к каминной или печной поверхности. Румпа призвана компенсировать солидный нагрев поверхности печи, который не выдержит способ крепления обычной керамической плитки. Внутрь румпы наносится не обычный клей для плитки, а специальный раствор на глиняной основе, который отлично собирает тепло от печи, медленно накапливая и медленно отдавая его. Таким образом, классический изразец не только украшает поверхность печи или камина, но и значительно повышает эффективность ее работы.
Как укладывать изразцы на поверхность печи или камина?
Уже на стадии проектирования отопительного камина или печи – вам следует принять решение о целесообразности использовании изразцов в его облицовке. Дело в том, что суммарная масса этих керамических плиток, вместе с выступающими румпами и заполняющих их глиняным раствором — довольно высока. Следовательно вся плоскость каминного или печного портала должна опираться на солидное фундаментное основание, чтобы не вызвать разрушения конструкции камина. Вес облицовочного материала должен быть изначально подсчитан, при проектировании фундамента.
Изразцы – это штучный творческий продукт и, в отличии от массовой керамической плитки они довольно дорогие. Поэтому для облицовки печи или камина изразцами нужно иметь профессиональные навыки, находящиеся на стыке умений мастера-печника и мастера-плиточника. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые ряды облицовки изразцами необходимо укладывать уже в процессе укладки кирпича в корпус печи или камина. Конечно, можно взяться за эту работу и самостоятельно, но перед этим лучше тщательно изучить все тонкости процесса.
Сортировка изразцов
Штучное производство изразцов определяет некоторый разнобой в их окраске и геометрической форме. Поэтому, еще до укладки все приобретенные изразцы необходимо выложить на ровную поверхность и отсортировать. Принцип здесь простой – самые темные изделия идут на облицовку нижней поверхности печи или камина и постепенно, до верха, их оттенок осветляется.
При этом необходимо учитывать и небольшую разницу в геометрических размерах, сортируя их так, чтобы в одном ряду находились примерно одинаковые изделия. Изразцы конечно можно и обрабатывать, то есть подгонять их специализированным режущим инструментом до нужного размера!
Сортировка изразцов
Самым простым способом подгонки изразцов является их резка стальной полосой с последующей тщательной шлифовкой кромки. В настоящее время существуют специализированные электромеханические устройства, позволяющие проводить эту операцию без лишних трудозатрат и с высокой точностью.
Самым доступным инструментом является углошлифовальная машинка, или болгарка. Для резки керамических изразцов используется алмазный шлифовальный круг. Профессионалы используют переносные камнерезные станки, в котором место разреза охлаждается струей воды. Такой станок позволяет производить не только прямые разрезы, но и выпиливать углы и даже делать круглые выемки.
Как правильно крепить изразцы на поверхность камина или печи
Основным способом крепления изразцов на поверхность камина или печи является их фиксация при помощи стальной проволоки. Кроме того, ряды изразцов, расположенные по вертикали или горизонтали фиксируются внутри себя стальными скобами, имеющими П-образную форму.
Для фиксации изразцов используется так называемый костыль – кусок стальной проволоки длиной до 5 миллиметров. Он вставляется в отверстие, просверленной в кирпичной кладке камина, после чего его торчащий конец загибается вверх. В стенках румпы изразца обычно оставляется специальное отверстие, в которое и продевается торчащий хвостовик костыля. В средней части костыля фиксируется еще один проволочный отрезок. Все свободные концы проволочных кусков прикрепляются к кирпичной кладке.
Схема укладки изразцов
Стальная скоба П-образной формы предназначается для стягивания рядов изразцов, расположенных по вертикали или по горизонтали. Между отдельными изразцами оставляют зазор до 3 миллиметров. В эти щели укладываются торчащие концы проволочных костылей крепления.
По горизонтали изразцы также можно скрепить между собой посредством проволоки. Для этого после размещения одного горизонтального ряда изразцов соседние костыли соединяются отрезками мягкой проволоки. Скручивая проволоку крючком – мастер добивается стягивания костылей. Оставшиеся концы также заделываются в швы между изразцами.
Процесс облицовки изразцами
Весь сложный процесс облицовки поверхности печи или камина изразцами производится сначала насухо, без глиняного раствора. Процесс укладки начинается с нижнего угла. Убедившись в том, что изразцы встают ровно – конструкцию разбирают.
При установке «начисто» румпа изразца наполовину наполняетеся глиняным раствором, замешанным с включение мелкого щебня или осколков кирпичей. При этом необходимо помнить, что кирпичный наполнитель должен совпадать по коэффициенту теплового расширения с основной конструкцией теплового прибора. Поэтому предпочтительно использовать осколки тех же кирпичей, что использовались для кладки печи или камина.
В отверстия румпы изразцов затем вставляются костыли и при полностью заполненной румпе изразец фиксируется на поверхности. Сверху пространство между румпами уложенного горизонтального ряда с тщательной трамбовкой глиняным раствором с шебеночным или кирпичным наполнением. Дополнительно для временной фиксации можно установить горизонтальные скобы.
Шаг за шагом – горизонтальные ряды изразцов поднимаются до самого верха печи или камина. Концы скрученных концов проволоки при этом заделываются под следующий горизонтальный ряд изразцов. В общем, процедура довольно сложная, но конечный результат заставит вас вспомнить лучшие дворцовые интерьеры – ведь печи, облицованные изразцами раньше можно было встретить только в роскошных особняках.
Видео процесса декорации печи изразцами
Как изготавливается керамическая плитка?
После нанесения глазури самое время поместить плитки в печь для обжига. Традиционно керамическую плитку оставляли для обжига в течение нескольких часов в печи периодического действия , такой как печь для ульев. Однако именно печь непрерывного действия сделала процесс производства керамической плитки более эффективным в прошлом веке. Непрерывные печи включают туннельные печи и печи с роликовым подом.
Если вы когда-нибудь были в магазине сэндвичей, где рабочий нагревает сэндвич, пропуская его через тостер, то вы поймете эти новые типы печей.Вместо того, чтобы часами сидеть на жаре, плитку прокатывают с помощью приспособлений типа конвейерной ленты (конкретный аппарат варьируется от печи к печи). Тепло внутри печи точно контролируется и контролируется компьютером. В первой половине пути плитки все начинает нагреваться.
В центральной точке достигается максимальная температура, которая может достигать 2 500 градусов по Фаренгейту (1371,1 градуса Цельсия) [источник: Донеган]. Чем выше температура, тем крепче кирпич.По мере того, как плитка продвигается к противоположной стороне трубы, она постепенно остывает. Однако период охлаждения не такой пассивный, как может показаться — плитки все еще меняют цвет. С помощью этих прокатных или непрерывных печей процесс выпечки сократился с нескольких часов стационарной выпечки до менее часа. Это позволяет производителям производить гораздо больше плитки по разумной для рынка цене.
Этому процессу также способствовало возрождение метода monocottura .Monocottura, итальянский термин, означающий «однократно обожженный», придает керамической плитке большую прочность. Эта дополнительная сила позволила плитке превратиться из продукта, лучше всего подходящего для стен, в продукт, который также подходит для полов [источник: Джованнини]. После всего лишь одного прохода через горячую печь плитка, изготовленная методом монокоттуры, готова к сортировке и отправке в магазин.
Если однократный обжиг плитки делает ее намного сильнее, зачем возиться с дальнейшими обжигами? Если вам нужна плитка с множеством цветов или сложным рисунком, тогда эта плитка будет запечена методом bicottura .Хотя префикс указывает, что плитка запускается дважды, на самом деле ее можно запускать столько раз, сколько необходимо. Перед каждым обжигом на плитку наносится глазурь разного цвета, и процесс повторяется до завершения рисунка.
На этом этапе наша супергероическая керамическая плитка превратилась из глины в пыль и превратилась в плитку. Керамическая плитка может потребовать намного больше смены костюма, чем Чудо-женщина, но она также может занять гораздо больше мест в вашем доме, чем она.
Дополнительную информацию о доме и ландшафтном дизайне см. По ссылкам на следующей странице.
,
марокканской плитки — Руководство по покупке — Школа плитки
Великобритания сейчас кажется довольно мавританской. Говоря маркетинговым языком, у марокканской плитки есть «момент», и нетрудно понять, почему. Их красочные тона и игривые узоры делают их идеальным выбором, если вы хотите заявить о своем стиле.
Но при таком большом количестве доступных дизайнов бывает сложно найти идеальное сочетание. Поэтому, чтобы помочь вам принять правильные решения и избежать дорогостоящих ошибок, мы собрали наши главные советы по поиску идеальной мавританской плитки.
Что такое марокканская плитка?
Как и в самом Королевстве, невозможно выбрать один стиль, сочетающий марокканские плитки. А если вы когда-нибудь были в Марракеше, то наверняка знаете, что существует бесконечное количество великолепных рисунков и красивых узоров, которые покрывают почти все мыслимые поверхности.
Традиционные марокканские плитки обычно относятся к одному из двух лагерей; мозаика zellige или гидроцементная плитка. Чаще всего они изготавливаются вручную на месте квалифицированными мастерами с использованием методов, передаваемых из поколения в поколение.Так получилось, что я недавно был в Роуз-Сити, и эти два снимка, которые я сделал, прекрасно иллюстрируют разницу между ними:
[stnsvn-col-row]
[stnsvn-col-2]
Плитка Zellige
Плитка зеллидж, изготовленная из глазури и обожженной глины, обычно очень маленького размера и укладывается сложными мозаичными узорами.
[/ stnsvn-col-2] [stnsvn-col-2]
Цементная плитка
Эта плитка из цемента больше по размеру и отличается более простым геометрическим рисунком, идеально подходящим для полов.
[/ stnsvn-col-2] [/ stnsvn-col-row]
Для посетителя поиск этих традиционных плиток довольно случайен; мастеров трудно выследить, и они, вероятно, не говорят по-английски. И это еще до того, как мы перейдем к длительным срокам выполнения заказов и знаменитым высоким ценам для туристов!
К счастью, здесь, в Porcelain Superstore, представлен ряд дизайнов, вдохновленных традиционной марокканской плиткой. В них сочетаются очарование оригиналов с преимуществами современной керамики и фарфора — по сути, лучшее из обоих миров.Мы храним все это на складе в Великобритании и готовы к быстрой доставке, и, что самое главное, благодаря нашим знаменитым низким ценам вам даже не придется торговаться!
Выбор подходящей марокканской плитки для вас
Мы всегда думаем, что лучше всего начать с обдумывания образа, который вам нужен. В конце концов, с таким разнообразием дизайна есть марокканская плитка для любой ситуации.
[stnsvn-col-row] [stnsvn-col-2]
Пэчворк
Хотите, чтобы ваши стены и пол пели? Затем выберите привлекательный лоскутный узор, такой как Casablanca Mix — различные узоры и принты обязательно оставят неизгладимое впечатление.
[/ stnsvn-col-2] [stnsvn-col-2]
Геометрический
По всему Марокко вы найдете бесчисленное множество примеров плитки с геометрическим рисунком. Любите их вневременной стиль? Тогда обратите внимание на Vintage Cube — потертая патина идеально передает мавританский шарм.
[/ stnsvn-col-2] [/ stnsvn-col-row]
[stnsvn-col-row] [stnsvn-col-2]
Винтаж
Хотите придать своему дому теплый характер, присущий старинному риаду? Выберите плитку, например Heritage Star, — она будет выглядеть так, как будто она укладывалась в вашем помещении десятилетиями.
[/ stnsvn-col-2] [stnsvn-col-2]
Современный
Марокканский стиль — это не только старое — новое поколение прокладывает свой собственный путь и сочетает старое с новым. Образ идеально передает Diamond Twist.
[/ stnsvn-col-2] [/ stnsvn-col-row]
Из чего сделана марокканская плитка?
[stnsvn-col-row]
[stnsvn-col-2]
[/ stnsvn-col-2] [stnsvn-col-2]
Помните традиционные плитки зеллидж и цемент, о которых мы говорили выше? Какими бы красивыми они ни были, жить с ними может быть нелегко.
Изготовление вручную означает, что они не идеальны, и каждая плитка будет отличаться от другой. Хотя обычно это является частью очарования, не всегда идеально, если ваша дорогая новая плитка так же разнообразна, как цветовая таблица Dulux, или что на поверхности больше кратеров, чем на Луне.
А поскольку они сделаны из мягкой глины или натурального цемента, эти плитки легко испачкать или повредить. [/ Stnsvn-col-2] [/ stnsvn-col-row]
[stnsvn-col-row]
[stnsvn-col-2]
Напротив, наша марокканская плитка изготавливается из керамики или фарфора, что означает, что за ней действительно легко укладывать и ухаживать.Вам не нужно запечатывать эти плитки или бесконечно беспокоиться о пятнах и разливах. Керамогранит невероятно прочен, поэтому он отлично подходит для полов с интенсивным движением.
[/ stnsvn-col-2] [stnsvn-col-2] [/ stnsvn-col-2] [/ stnsvn-col-row]
Цифровая печать, Artisan Appeal
На самом деле мы поставляем нашу марокканскую плитку с самых современных фабрик в Испании и Италии, которые используют лучшие материалы для создания качественной плитки. Хотя они могут отделиться от Марокко Средиземным морем, они являются мировыми лидерами в области технологий цифровой печати.
Это довольно сухое выражение на самом деле является ключевым ингредиентом при создании наших экзотических плиток. Представьте лазерный принтер промышленного размера, и вы не ошибетесь; Эти машины точно воспроизводят красивые узорчатые плитки, которые вы видите по всему Марокко, в великолепном формате высокой четкости. Таким образом, вы ощутите весь характер и очарование старинной мозаики ручной работы с использованием современных материалов.
Где можно использовать марокканскую плитку?
Если вы очарованы марокканской плиткой, вы будете рады узнать, что наши дизайны можно использовать практически везде.Керамика и фарфор действительно долговечны, а это значит, что они подходят для большинства стен и полов во всем доме — давайте взглянем ниже.
Cool Kitchens
В наши дни кухни — это сердце дома, поэтому мы хотим, чтобы они хорошо выглядели. Использование марокканской плитки — верный способ произвести впечатление на ваших гостей, особенно если вы контрастируете привлекательные лоскутные принты с гладкими белыми шкафами. Здесь цементная плитка используется, чтобы превратить кухонный остров в настоящий фокус и идеально сочетается с винтажными стульями.
[stnsvn-col-row]
[stnsvn-col-2]
Супер лестница
Ищете быстрое и относительно недорогое обновление? Затем сделайте акцент на своей лестнице, установив на подступенки марокканскую плитку. Выберете ли вы что-нибудь красочное или монохромный принт в стиле пэчворк, вы обязательно добавите в свой дом немного крутой Касабланки.
[/ stnsvn-col-2] [stnsvn-col-2]
Ванные комнаты, захватывающие дух
Нет причин, по которым ванные комнаты должны быть скучными, так почему бы не отказаться от простой белой плитки в пользу чего-то более экзотического? Добавьте немного изюминки в свой распорядок дня, украсив свое пространство модной мавританской плиткой — чистить зубы в таких комнатах намного веселее!
[/ stnsvn-col-2] [/ stnsvn-col-row]
Этажность
Устали от безвкусицы, но не хотите слишком напугать свой этаж? Вы всегда можете положиться на геометрическую марокканскую плитку, чтобы добавить в свою комнату изюминку сдержанной харизмы.Нам очень нравится наша плитка Vintage Camden, показанная выше. Все они о взрослом, но великолепном стиле, в утонченном и модном стиле.
Кроме того, керамогранит морозоустойчив, поэтому его можно использовать на улице, не опасаясь образования трещин. Взгляните на страницу отдельного продукта, чтобы узнать, из какого материала сделана та или иная плитка. И не бойтесь проявлять творческий подход — мы видели, как клиенты использовали марокканскую плитку для создания эффектных прудов и подпорных стен снаружи!
Какие размеры мавританской плитки доступны?
Несмотря на то, что в последние несколько лет наблюдается тенденция к созданию более крупных стилей, наша марокканская плитка остается очень маленькой.Для этого есть причина; оригинальные плитки были довольно изящными — только подумайте обо всех этих великолепных мозаиках! И вообще, мы думаем, что иногда декоративный дизайн просто лучше смотрится в небольших упаковках.
Тем не менее, существует еще очень много разных форм и размеров. Например, хотя наши плитки Tapestry Blue имеют размер 33 x 33 см, они «разделены» на девять разных плиток с помощью зазубринных зазоров, чтобы создать иллюзию небольших плиток ручной работы. Heritage Star имеет относительно большие размеры 45 x 45 см, хотя, опять же, она разделена на четыре части меньшего размера.
Прекрасный выбор
Знаменитая площадь Марракеша Джем-эль-Фна может быть самым экзотическим местом по эту сторону Амазонки, но это не значит, что все марокканские плитки должны быть квадратными. Наши шестигранные плитки Seville Persian Blue и Moroccan Mix сочетают в себе мавританский стиль с трендом на шестиугольники и являются отличным способом продемонстрировать свои дизайнерские способности. Просто загляните в модный лондонский ресторан Pizza x Drink, расположенный ниже, и убедитесь, что лофт выглядит как дома.
Бонусный совет по покупке
В заключение, очень важно протестировать вашу марокканскую плитку — возможно, даже более того, учитывая ее декоративный характер.Закажите один или два образца и протестируйте их в выбранной вами комнате, чтобы убедиться, что они подходят. Наша плитка может быть мавританской, но вам захочется сделать ее правильно с первого раза!
,
Что такое палубная плитка? Учебный центр
Создание колоды может показаться непростой задачей для начинающего мастера, но плитки колоды делают это легко и быстро. За считанные часы вы можете превратить утомленный балкон, веранду или террасу для загара из скучной и обычной в потрясающую гостиную на открытом воздухе, которая понравится вашей семье и гостям. Лучше всего то, что вы можете укладывать плитку на существующий деревянный настил или бетонный пол — никакой подготовки не требуется.
Преимущества Deck Tiles
- Экономьте время . Палубную плитку установить буквально несложно. Вы можете перейти от потрепанного стиля к шикарному за считанные часы.
Палубная плитка проста в установке, не требует инструментов или опыта и может быть установлена на любой плоской и сухой поверхности.
- Плитка проста в установке . Единственный напольный материал, который легче укладывать, — это коврик. Плитка настила легко соединяется с минимальными усилиями. Для многих установок не требуются специальные инструменты.
- Скрыть щели, выбоины, трещины и деформации в существующей поверхности пола . Если вам нужно покрыть старый деревянный или бетонный пол с незначительными повреждениями, настилная плитка достаточно устойчива, чтобы ее можно было положить прямо на большинство повреждений без ремонта. Перед установкой может потребоваться устранить серьезные структурные повреждения.
- Плитка устойчива к царапинам . Приятно осознавать, что ваша колода выдержит наказание, даже если у вас есть дети и домашние животные.
- Гибкая конструкция .Комбинируйте различные стили и цвета для создания границ или медальонов, геометрических узоров, областей интереса или классических диагоналей.
- Заменить поврежденную плитку просто . Турнир по дротикам прошел ужасно плохо? Горгулья падает с фронтона крыши? Нет проблем. С колодами плиток вы можете вырезать поврежденные плитки и немедленно заменить их.
Укладка террасной плитки
Переплетенные плитки настила защелкиваются вместе с помощью колышков, вставленных в соответствующие отверстия.Прочная сетка, прикрепленная к каждой плитке, защищает полосы и предотвращает скольжение, обеспечивая стабильную поверхность, которая не будет смещаться или деформироваться. При установке может потребоваться обрезка плитки, чтобы она соответствовала выступам, например камину, вентиляционному отверстию или колонне, прикрепленным к полу. Если площадь пола ровная и к полу ничего не прикреплено, стрижка может не понадобиться. Вы можете закрыть зазоры по краям кромочной отделкой.
Независимо от того, какой материал, стиль или цвет вы выберете, вы сэкономите на установке и сделаете ремонт так же просто, как собрать детский пазл.Ваша новая красивая колода прослужит еще долго.
Для высокоуровневого и наглядного представления о том, как будет выглядеть проект установки террасной плитки, вот 5-минутное видео, которое расскажет вам все шаги.
Имея в виду общий вид проекта, ниже приведены некоторые другие моменты, которые следует учитывать, когда вы думаете о покупке плиток для настила, помимо того, насколько легко их установить.
На что следует обратить внимание
В первую очередь следует учитывать надежность.Если вы выбираете дерево для наружной обстановки, тропическое дерево, такое как тик или ипе, будет долго противостоять стихиям. Особенно важно выбрать древесину, традиционно используемую для лодок и морских применений для настилов в типично влажной среде.
Цвет — еще один важный элемент. Прежде чем принять решение, узнайте, как будет стареть древесина. Некоторые породы дерева под воздействием солнца и непогоды становятся мягкими и насыщенными. Другие обесцвечиваются и теряют тонус.
Помимо цвета, вам захочется подумать о стиле.Вы выберете сложный геометрический рисунок, простой диагональный узор или какую-то комбинацию для создания уникального дизайна? Вы даже можете смешать древесину или отделку, чтобы создать контраст.
Устойчивость к насекомым — это качество некоторых пород древесины. Выбирая древесину, определите, какие древесные насекомые являются местными для вашего региона, и выберите древесину, устойчивую к этим насекомым.
Материалы настилочной плитки
Плитка
Deck бывает самых разных материалов, цветов и стилей, что дает бесконечные возможности дизайна.Вы ограничены только собственным воображением. Выбирайте из камня или керамики, красивых экзотических пород дерева с узорами или простых полос или прочного композитного материала.
,