Температура теплоносителя: Требования норм касающиесятемпературы теплоносителя для систем отопления и его давления
Температура теплоносителя в системе отопления 👉 формулы расчета
Для собственников жилья в многоквартирных домах вопрос об отоплении заключается в размерах тарифа за услугу, для частных домовладельцев вопросов значительно больше, — нужно понимать систему отопления, уметь правильно настроить. Требуется изучить много технической информации.
Нормы температуры теплоносителя, требования, виды отопительных магистралей, отличия, расчет оптимальной температуры для отопительного прибора будут разобраны в статье.
Схема отопления
Температурный режим — нормы
Начать нужно с нормативных требований, регламентированными документами:
- СНиП 2.04.05 упорядочивает вопросы об отоплении, кондиционировании;
- ДВН В.2.5-39:2008 регулирует вопросы снабжения тепловых, водоснабжающих систем до 200 °C, с давлением не более 2,5 Мпа.
Расчётная цифра — температура теплоносителя, приравнивается к значению выхода воды из отопительного котла.
Для собственников частных помещений температурный режим определяется самостоятельно, учитывая рекомендации законодателей. Факторы:
- Окончание, начало отопительного сезона определяется среднесуточной температурой воздуха на улице. Граница для перехода в рабочий, ждущий режим — температура 8 °C, держащаяся не менее трех суток.
- Внутренняя температура помещения. Для разных типов помещения несколько разница. Например, для жилых — 20 °C, производственных — 16 °C.
- Предельный нагрев теплоносителя не должен превышать установленные нормы, указанные в ДБН В.2.2-10, ДБН В.2.2.-4, ДСанПиН 5.5.2.008, СП №3231-85, для:
- Зданий здравоохранения, хозяйственных объектов значение составляет 85 °С;
- Жилых комнат – 90 °С;
- Помещений массовых мероприятий – 105 °С;
- Столовых – 115 °С;
- Лестниц, пролётов, пешеходных переходов, нежилых пространств – 150 °С.
Предельные показатели температуры обосновываются тем, что при нагреве выше 90 °С начинается разложение пыли, лакокрасочных покрытий обогревательных приборов (батарей, радиаторов) — указано в санитарных нормах.
Таблица температур
При расчете оптимальной температуры, используют статистические данные (графики, таблицы), закрепленные в нормах. Для каждого сезона свои значения:
- При температуре 8-0 °С устанавливается разогрев, подача теплоносителя на радиаторы, в среднем, до 40-45 °С. Обратка — не менее 35 °С.
- При падении среднесуточной температуры до -20°С, поднимает тепловой показатель подачи до 77 °С. Главное условие — тепловое значение обратки должно составлять 55 °С, с небольшой в 1-2 °С погрешностью.
- Температура -40 °С подразумевает увеличение разогрева теплоносителя 90-105 °С, обратка — 70 °С.
Если не соблюдать требования, система теплоснабжения может быть выведена из строя.
Оптимальные значения в автономной системе отопления
Для индивидуальных систем ситуация иная, чаще они автономные, не выходящие за внешнюю границу отопливаемого здания, заморозка не грозит. Расчёты обогрева принципиально различаются.
Рассчитывают, исходя из площади помещения, с учётом особенностей отопительных приборов. Температура теплоносителя колеблется около 80 °С – оптимальный для автономных систем режим.
Требование для индивидуальных отопительных систем – поддержание минимальной температуры 70 °С, снижение убедительно не рекомендуется.
Если в системе отопления используются газовые, электрические котлы, трудностей регулировки температуры не наблюдается. С твердотопливными агрегатами могут возникать сложности, — нет ТЭНов с предохранительными реле, датчиков подачи газа. Излишний нагрев при твердотопливных котлах с добавлением в систему дополнительных отопительных контуров с большими погрешностями.
Магистрали отопления: двухтрубные, однотрубные
Для отопления помещений были сконструированы два вида магистралей: однотрубные, двухтрубные.
Однотрубные, двухтрубные магистрали
Различаются способом подключения к системе отопительных приборов.
- В однотрубных подключение последовательное, обратка предыдущего радиатора — вход для следующего.
- В двухтрубных системах обратка сразу отводится в отдельную магистраль на отопительный котёл.
Однотрубные системы эффективны для отопления малых площадей до 100 кв.м на этаже, двухтрубные могут справиться с большими площадями. Разница в площади на одном этаже, количестве материалов в системе.
Различия магистралей отопления:
Из-за различий в конструкции, для систем разработаны разные нормы.
Для двухтрубной, максимальный нагрев теплоносителя на 10 °С больше, чем в однотрубной — 105 °С, при одинаковой обратной температуре — 70 °С.
Теплоноситель
Для отопления необходим теплоноситель, переносит тепло от источника к конечному потребителю. Эффективность передачи зависит от вязкости.
Помимо вязкости, теплоноситель должен отвечать требованиям к отсутствию коррозийной составляющей.
Важное свойство – способность смазывать поверхности магистралей. От теплоносителя зависит выбор материалов отопительной системы, агрегатов, механизмов.
Носитель тепла не должен быть токсичным.
Виды теплоносителей
Вода в качестве теплоносителя
Первое, на что обращают внимание при выборе теплоносителя системы отопления – вода. Обладает универсальными свойствами, доступна.
Находясь в естественном состоянии, обладает лучшей теплоёмкостью – 1 ккал. Если вода практически без потерь при остывании отдаёт тепло – максимальная теплоотдача.
Обладает хорошей вязкостью. Удельная плотность — около 1000 кг/м².
Экологичная. При аварийной ситуации системы отопления можно не беспокоится о токсической безопасности, — при незапланированных утечках вреда здоровью вода не нанесет.
Вода в природе содержит соли, газы, нахождение которых в системе отопления не желательно. Природную воду нужно подготовить,очистить.
Фильтрацией не обойдёшься. Самый простой способ – кипячение. Вода избавляется от солей в виде накипи. Помимо соли, при кипячении удаляется углекислый газ. Все соли удалить не получится.
Если состав воды не позволяет очистить методом кипячения, прибегают к химическим способам. Потребуется гашеная известь, кальцинированная сода, натриевый ортофосфат. При добавлении элементов, растворимые соли переходят в состояние нерастворимых. Остается профильтровать обработанную жидкость, можно делать в системе отопления.
Однако, лучше использовать дистиллированную воду. Можно изготовить самостоятельно, приобрести.
Антифриз в качестве теплоносителя
У антифриза хорошие технические показатели, отсутствует риск промерзания системы при простое зимой.
Антифризы сохраняют систему от воздействия коррозии, хорошо смазывают. Можно добавлять присадки для конкретных целей, например, удаление ржавчины.
Однако, теплоёмкость у антифриза меньше, тепло отдает медленней, чем вода; вязкость большая, нужен циркуляционный насос; проникающая способность выше, требуется более тщательная герметизация узлов системы отопления; токсичность.
Видео: «что заливать в систему отопления?»
Параметры для расчета отопительных систем: радиаторы
Оптимизация отопления связана с тепловой мощностью отопительных приборов. У радиаторных батарей интервал — 140-220 Ватт.
Второй параметр для расчета можно найти в СНиПе, для обогрева 1 квадрата площади требуется 100 ватт. Это округлённая величина, помещения различаются степенью изоляции.
Виды радиаторов
Чугунные радиаторы
Чугунные батареи хорошо себя зарекомендовали. Надёжны, обладают хорошими тепловыми характеристиками. Инертны, долго нагреваются, но остывают дольше.
Мощность чугунных радиаторов считают по секциям, теплоотдача одной секции составляет 150 ватт.
Алюминиевые радиаторы
Хорошая теплоотдача до 200 ватт на секцию, быстро нагреваются, но не долговечны. Плохо контактируют с другими металлами, при контакте начинают разрушаться. Рабочая температура — 70 °C
Стальные радиаторы
Хорошее отопление, не обладает мощностными характеристиками, как алюминий, чугун. Мощность указывается в паспорте товара, зависит от размеров, конструкции: 200Вт-10кВт. Предназначены для работы при температуре теплоносителя 70 °C.
Формула расчета подачи тепла
Расчет подачи тепла производится счётчиками. Если нет, расход можно узнать, применив следующую формулу:
Q = ((V1 * (T1 – T)) — (V2 * (T2 – T))) / 1000
Q – объём теплоэнергии;
T1 – температура на входе;
T2 – температура на обратке;
V1 – объём теплоносителя на входе;
V2 – объем на обратке;
T – температура холодного теплоносителя.
Методы регулирования параметров
Регулирование системы
Отопление поддаётся регулированию. Методы:
- количественный;
Параметры изменяются за счёт увеличения, уменьшения количества подачи теплоносителя. Насосы увеличивают давление в системе, задвижки уменьшают скорость перемещения носителя.
- качественный;
При качественном изменяются параметры теплоносителя, добавляют присадки, изменяющие свойственные показатели.
- смешанный.
Использует методику обоих способов.
Способ снижения теплопотерь
Первое, главное условие для сокращения теплопотерь – хорошая теплоизоляция.
Необходимо оптимизировать систему. Отрегулировать комфортную температуру внутри жилых комнат, следовать рекомендациям температурного режима в хозяйственных, нежилых помещениях.
Уют в доме
Небольшое заключение
В многоквартирном доме регулировать систему отопления невозможно. Можно утеплить жильё, сократив тепловые потери.
Можно ли использовать незамерзающую жидкость:
Вконтакте
Google+
Средняя оценка
оценок более 0
Поделиться ссылкой
Наименование помещения | Система отопления (теплоснабжения), отопительные приборы, теплоноситель, максимально допустимая температура теплоносителя или теплоотдающей поверхности |
Д.1 Жилые, общественные и административно-бытовые (кроме указанных в строках с Д.2 по Д.10 настоящей таблицы) | Поквартирная водяная с радиаторами или конвекторами при температуре теплоносителя не более 95 °С Водяная с радиаторами, панелями и конвекторами при температуре теплоносителя для двухтрубных систем — не более 95 °С; для однотрубных — не более 105 °С (в соответствии с 6.1.6) Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Электрическая и газовая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 95 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
Д.2 Детские дошкольные учреждения, лестничные клетки и вестибюли в детских дошкольных учреждениях | Водяная с радиаторами, панелями и конвекторами при температуре теплоносителя не более 95 °С (в соответствии с 6.1.6 и 6.1.7) Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7, 6.4.8) Электрическая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 90 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
Д.3 Палаты, операционные и другие помещения лечебного назначения в больницах (кроме психиатрических и наркологических) | Водяная с радиаторами и панелями при температуре теплоносителя не более 85 °С (в соответствии с 6.1.6) Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) |
Д.4 Палаты, другие помещения лечебного назначения в психиатрических и наркологических больницах | Водяная с радиаторами и панелями при температуре теплоносителя не более 95 °С (в соответствии с 6.1.6) Водяная с нагревательными элементами и стояками, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) Электрическая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 95 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
Д.5 Спортивные залы | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная с радиаторами, панелями и конвекторами и гладкими трубами при температуре теплоносителя не более 150 °С Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) Электрическая и газовая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 150 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) Электрическая и газовая с высокотемпературными излучателями (в соответствии с 5.8, 6.2.9, 6.4.11 и 6.4.12) |
Д.6 Бани, прачечные и душевые | Водяная с радиаторами, конвекторами и гладкими трубами при температуре теплоносителя не более 95 °С для помещений бань и душевых, не более 150 °С — для прачечных Воздушная (в соответствии с 7.1.14-7.1.16) Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) |
Д.7 Предприятия питания (кроме ресторанов) и торговые залы (кроме указанных в Д.8) | Водяная с радиаторами, панелями, конвекторами и гладкими трубами при температуре теплоносителя не более 150 °С Водяная с нагревательными элементами и стояками, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Электрическая и газовая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 150 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
Д.8 Торговые залы и помещения для обработки и хранения материалов, содержащих легковоспламеняющиеся жидкости | Принимать по строке Д.11 а или Д.11 б настоящей таблицы |
Д.9 Пассажирские залы вокзалов, аэропортов | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная с радиаторами и конвекторами при температуре теплоносителя не более 150 °С Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) Электрическая и газовая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 150 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
Д.10 Залы зрительные и рестораны | Водяная с радиаторами и конвекторами при температуре теплоносителя не более 115 °С Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Электрическая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 115 °С (в соответствии с 6.4.12 и 6.4.14) Электрическая и газовая с высокотемпературными излучателями (в соответствии с 5.8, 6.2.9, 6.4.11 и 6.4.12) |
Д.11 Производственные и склады: | |
а) категорий А, Б, В1-В4 без выделений пыли и аэрозолей или с выделением негорючей пыли | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная и паровая (в соответствии с 6.1.6) при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С (в соответствии с 4.6) Электрическая и газовая для помещений категорий В1-В4 (кроме складов категорий В1-В4) при температуре на теплоотдающей поверхности не более 130 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) Электрическая и газовая с высокотемпературными излучателями для помещений категорий В2, В3, В4, а также складов категорий В2, В3, В4 (в соответствии с 5.8, 6.2.9, 6.4.11 и 6.4.12) Электрическая для помещений категорий А и Б (кроме складов категорий А и Б) во взрывозащищенном исполнении в соответствии с ПУЭ [9] при температуре на теплоотдающей поверхности не более 130 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
б) категорий А, Б, В1-В4 с выделением горючей пыли и аэрозолей | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная и паровая (в соответствии с 6.1.6, 6.2.7) при температуре теплоносителя: воды — не более 110 °С в помещениях категорий А и Б и не более 130 °С в помещениях категорий В1-В4 (в соответствии с 6.1.6) Электрическая и газовая для помещений категорий В1-В4 (кроме складов категорий В1-В4) при температуре на теплоотдающей поверхности не более 110 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) Электрическая для помещений категорий А и Б (кроме складов категорий А и Б) во взрывозащищенном исполнении в соответствии с [9] при температуре на теплоотдающей поверхности не более 110 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
в) категорий Г и Д без выделений пыли и аэрозолей | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная и паровая с ребристыми трубами, радиаторами и конвекторами при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С (в соответствии с 6.1.6) Водяная с нагревательными элементами и стояками, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) Электрическая и газовая с высокотемпературными излучателями (в соответствии с 5.8, 6.2.9, 6.4.11 и 6.4.12) |
г) категорий Г и Д с повышенными требованиями к чистоте воздуха | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная с радиаторами (без оребрения), панелями и гладкими трубами при температуре теплоносителя не более 150 °С (в соответствии с 6.1.6) Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) |
д) категорий Г и Д с выделением негорючих пыли и аэрозолей | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная и паровая с радиаторами при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С (в соответствии с 6.1.6) Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) Электрическая и газовая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 150 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) Электрическая и газовая с высокотемпературными излучателями (в соответствии с 5.8, 6.2.9, 6.4.11 и 6.4.12) |
е) категорий Г и Д с выделением горючих пыли и аэрозолей | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная и паровая с радиаторами и гладкими трубами при температуре теплоносителя: воды не более 130 °С, пара не более 110 °С (в соответствии с 6.1.6) Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8) |
ж) категорий Г и Д со значительным влаговыделением | Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Водяная и паровая с радиаторами, конвекторами и ребристыми трубами при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С (в соответствии с 6.1.6) Газовая с температурой на теплоотдающей поверхности 150 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
и) с выделением возгоняемых ядовитых веществ | По нормативным документам |
Д.12 Лестничные клетки, пешеходные переходы и вестибюли | Водяная и паровая с радиаторами, конвекторами и калориферами при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С (в соответствии с 6.1.6) Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) |
Д.13 Тепловые пункты | Водяная и паровая с радиаторами и гладкими трубами при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С (в соответствии с 6.1.6) Воздушная (в соответствии с 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16) Электрическая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 150 °С (в соответствии с 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) |
Примечания |
Регулирование температуры теплоносителя в системе отопления: методы, факторы зависимости, нормы показателей
Обеспечение комфортных условий жизни в холодное время года — задача теплоснабжения. Интересно проследить, как человек пытался согреть своё жилище. Изначально избы топили по-чёрному, дым уходил в отверстие на крыше.
Позже перешли к печному отоплению, затем, с появлением котлов, к водяному. Котельные установки наращивали свои мощности: от котельной в одном взятом доме до районной котельной. И, наконец, с увеличением количества потребителей при росте городов люди пришли к централизованному отоплению от теплоэлектростанций.
Классификация теплоносителей
В зависимости от источника теплоэнергии различают централизованные и децентрализованные системы теплоснабжения. К первому типу относится производство тепла на основе комбинированного производства электроэнергии и теплоэнергии на тепловых электростанциях и отпуск тепла от районных отопительных котельных.
К децентрализованным системам теплоснабжения относятся котельные установки небольшой производительности и индивидуальные котлы.
По виду теплоносителя отопительные системы подразделяются на паровые и водяные.
Преимущества водяных теплосетей:
- возможность транспортировки теплоносителя на большие расстояния,
- возможность централизованного регулирования отпуска тепла в теплосети изменением гидравлического или температурного режима,
- отсутствие потерь пара и конденсата, которые всегда бывают в паровых системах.
Формула расчета подачи тепла
Температура теплоносителя в зависимости от наружной температуры поддерживается теплоснабжающей организацией на основании температурного графика.
Температурный график подачи тепла в систему отопления строится на основании мониторинга температур воздуха в отопительный период. При этом выбирают восемь самых холодных зим за пятьдесят лет. Учитывается сила и скорость ветра в различных географических районах. Просчитываются необходимые тепловые нагрузки для обогрева помещения до 20−22 градусов. Для промышленных помещений установлены свои параметры теплоносителя для поддержания технологических процессов.
Составляется уравнение теплового баланса. Рассчитываются тепловые нагрузки потребителей с учётом потерь тепла в окружающую среду, производится расчёт соответствующего отпуска тепла для покрытия суммарных тепловых нагрузок. Чем холоднее на улице, тем выше потери в окружающую среду, тем больше тепла отпускается от котельной.
Отпуск тепла считается по формуле:
Q= Gсв * С * (tпр-tоб), где
- Q — тепловая нагрузка в квт, количество теплоты, отпущенное за единицу времени,
- Gсв — расход теплоносителя в кг/сек,
- tпр и tоб — температуры в прямом и обратном трубопроводах в зависимости от температуры наружного воздуха,
- С — теплоёмкость воды в кДж/ (кг*град).
Методы регулирования параметров
Применяются три метода регулирования тепловой нагрузки:
- Количественный.
- Качественный.
- Количественно-качественный.
При количественном методе регулирование тепловой нагрузки осуществляется за счёт изменения количества подаваемого теплоносителя. С помощью насосов теплосети повышается давление в трубопроводах, отпуск тепла увеличивается с возрастанием скорости потока теплоносителя.
Качественный метод заключается в увеличении параметров теплоносителя на выходе из бойлеров при сохранении расхода. Этот метод наиболее часто применяется на практике.
При количественно-качественном методе изменяют параметры и расход теплоносителя.
Факторы, влияющие на нагрев помещения в отопительный период:
- параметры воды в подающем трубопроводе,
- температура наружного воздуха,
- скорость ветра, приводящая к увеличению сквозняков и теплоотдачи от оконных рам и дверей,
- теплоизоляция стен.
Системы теплоснабжения подразделяются в зависимости от конструкции на однотрубные и двухтрубные. Для каждой конструкции утверждается свой тепловой график в подающем трубопроводе. Для однотрубной системы отопления максимальная температура в подающей магистрали 105 градусов, в двухтрубной — 95 градусов. Разница температуры подачи и обратки в первом случае регулируется в диапазоне 105−70, для двухтрубной — в диапазоне 95−70 градусов.
Выбор системы отопления для частного дома
Принцип работы однотрубной системы отопления заключается в подаче теплоносителя на верхние этажи, к нисходящему трубопроводу подключаются все радиаторы. Понятно, что будет теплее на верхних этажах, чем на нижних. Так как частный дом в лучшем случае имеет два или три этажа, контраст в обогреве помещений не грозит. А в одноэтажном строении вообще будет равномерный обогрев.
Какие преимущества такой системы теплоснабжения:
- простота проектирования и монтажа,
- устойчивый гидродинамический режим,
- меньшие материальные затраты по сравнению с другими типами систем отопления,
- сохранение естественной циркуляции при повышенном давлении воды.
Недостатки конструкции заключаются в высоком гидравлическом сопротивлении, необходимости отключения отопления всего дома во время ремонта, ограничение в подключении обогревательных приборов, невозможности регулирования температуры в отдельно взятом помещении, высоких тепловых потерях.
Для усовершенствования было предложено использовать систему байпасов.
Байпас — отрезок трубы между подающим и обратным трубопроводом, обходной путь помимо радиатора. Они оснащаются клапанами или кранами и позволяют регулировать температуру в помещении или совсем отключить отдельно взятую батарею.
Однотрубная отопительная система может быть вертикальной и горизонтальной. В обоих случаях в системе появляются воздушные пробки. На входе в систему поддерживается высокая температура, чтобы прогреть все помещения, поэтому трубная система должна выдерживать высокое давление воды.
Двухтрубная система отопления
Принцип работы заключается в подключение каждого обогревательного устройства к подающему и обратному трубопроводам. Охлаждённый теплоноситель по обратному трубопроводу направляется к котлу.
При монтаже потребуются дополнительные вложения, но воздушных пробок в системе не будет.
Нормативы температурного режима для помещений
В жилом доме температура в угловых комнатах не должна быть ниже 20 градусов, для внутренних помещений норматив составляет 18 градусов, для душевых — 25 градусов. При снижении температур наружного воздуха до -30 градусов норматив поднимается до 20−22 градусов соответственно.
Свои нормативы установлены для помещений, где находятся дети. Основной диапазон — от 18 до 23 градусов. Причём для помещений разного назначения показатель варьируется.
В школе температура не должна опускаться ниже 21 градуса, для спален в интернатах допускается не ниже 16 градусов, в бассейне — 30 градусов, на верандах детских садов, предназначенных для прогулок, — не ниже 12 градусов, для библиотек — 18 градусов, в культурно-массовых учреждениях температура — 16−21 градус.
При разработке нормативов для разных помещений принимается во внимание, сколько времени человек проводит в движении, поэтому для спортивных залов температура будет ниже, чем в классных комнатах.
Утверждены строительные нормы и правила РФ СНиП 41−01−2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», регламентирующие температуру воздуха в зависимости от предназначения, этажности, высоты помещений. Для многоквартирного дома максимальная температура теплоносителя в батарее для однотрубной системы 105 градусов, для двухтрубной 95 градусов.
Рекомендуемый диапазон регулирования 80−90 градусов, так как при температуре 100 градусов, вода закипает.
В системе отопления частного дома
Оптимальная температура в индивидуальной системе отопления 80 градусов. Необходимо следить, чтобы уровень теплоносителя не снизился ниже 70 градусов. С газовыми котлами регулировать тепловой режим проще. Совсем по-другому работают котлы на твёрдом топливе. В этом случае вода очень легко может превратиться в пар.
Электрокотлы позволяют легко регулировать температуру в диапазоне от 30−90 градусов.
Возможные перерывы в подаче тепла
- Если температура воздуха в помещении составляет 12 градусов, разрешается отключать тепло на 24 часа.
- В диапазоне температур от 10 до 12 градусов предусмотрено отключение тепла максимум на 8 часов.
- При нагреве помещения ниже 8 градусов не разрешается отключать отопление дольше, чем на 4 часа.
Загрузка…
Температура теплоносителя в зависимости от наружной температуры
Температура воды в отопительной системе зависит от температуры воздуха на улице и поддерживается в ней по специальному температурному графику, который рассчитывается специалистами для разных источников теплоснабжения по разному, в зависимости от местных погодных условий.
Данные графики разрабатываются таким образом, чтобы в холодное время года в жилых помещениях поддерживалась комфортная для человека температура, приблизительно 20-22 0С.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Температура теплоносителя в системе отопления: нормы
Как уже говорилось, график температур напрямую зависит от температуры воздуха снаружи. Соответственно, чем ниже температура воздуха, тем больше потерь тепла.
Возникает вопрос, какой показатель температуры нужно применять в расчете? Данный показатель уже выведен, и его можно найти в нормативных документах.
В его основе лежит средняя температура пяти самых холодных дней в году. При этом берется период 50 лет, и выбираются 8 самых холодных зим.
По какой причине именно так рассчитывается среднедневная температура?
В первую очередь, это дает возможность быть готовым к низким температурам в зимнее время года, которые бывают один раз за несколько лет.
Также, принимая во внимание этот показатель, можно значительно сэкономить на затратах при создании отопительных систем. Если рассматривать это в объемах массового строительства, то сумма, которую можно сэкономить, будет значительной.
Конечно же, температура отапливаемого помещения будет зависеть от того, какая температура у теплоносителя.
Существует еще несколько факторов, которые также влияют на температуру в помещениях:
- Чем ниже температура воздуха снаружи, тем она ниже и в помещении;
- Также на температуру влияет скорость ветра. Чем сильнее ветровые нагрузки, тем больше увеличиваются теплопотери через оконные рамы, входные двери;
- Насколько герметично заделаны стыки в стенах дома. Например, утепление фасадных стен дома или металлопластиковые окна — это те факторы, которые повлияют на температуру внутри помещения.
На сегодняшний день изменились строительные нормы. Строительные компании увеличивают стоимость своих объектов за счет теплоизоляционных работ, таких как утепление фасадной части дома, подвальных помещений, фундамента, крыши и кровли.
Затраты на утепление дома довольно велики, но это является гарантией того, что в дальнейшем вы будете экономить на отоплении, т. к. данные меры влияют на снижение затрат на покупку топлива.
Насколько это актуально на сегодняшний момент? Безусловно, именно по этой причине, строительные компании идут на увеличение стоимости постройки домов, зная, что меры по утеплению дома, со временем, окупятся с лихвой.
Температура радиаторов
Все о чем говорилось выше, безусловно, важно. Но главное, что влияет на температуру в помещениях – это температура радиаторных батарей. Как правило, температура в центральных системах отопления колеблется от 70 до 90 градусов.
Всем известно, что нужного температурного режима внутри помещения, лишь этим критерием, добиться невозможно, учитывая еще и то, что во всех комнатах температура должна быть разной, т. к. каждое помещение имеет свое предназначение:
- Если комната угловая, то температурный режим не должен опускаться ниже + 20 0С, а в других комнатах является нормой температура не ниже +18 0С, в душевой комнате не ниже +25 0С. Если температура на улице опустится до -300С или ниже, то все указанные выше показатели повысятся до +22 0С и 20 0С соответственно;
- В помещениях, предназначенных для детей – от +18 0С до +230С. Но и тут температурный режим зависит от того, для чего это помещение предназначено. В бассейнах – не ниже +300С, а на верандах для прогулки – не ниже +120С;
- В детских школах — не ниже 210С, а в спальнях интернатов – не ниже 160С;
- В культурно массовых заведениях температура колеблется от 160С до 210С. Для библиотек – до 180С.
Нормы температурных режимов утверждены для всех помещений в зависимости от того, какое у них предназначение. Выше указана лишь малая часть из огромного перечня.
На норму температурного режима в комнате влияет то, как интенсивно человек двигается внутри нее. Чем меньше движений совершает человек, тем температура в комнате должна быть выше.
На этом основывается распределение тепла. Как доказательство – в спортивных учреждениях, где человек находится в движении, поддерживать на высоком уровне температуру не целесообразно, по этой причине, температурный показатель там не выше +180С.
Факторы, влияющие на температуру батарей:
- Температура за пределами помещения;
- Вид отопительной системы. Для однотрубной системы, нормой температурного показателя является +1050С, а для двухтрубной +950С. Разница температур в системе подачи и отвода не должна быть выше 105-700С и 95-700С соответственно;
- Направленность поступления теплоносителя на радиаторные батареи. Если разводка сверху, тогда разница составляет 20С, а если разводка снизу, тогда 30С;
- Вид отопительного прибора. У радиаторов и конвекторов разная теплоотдача, а значит, отличается и температурный режим. У радиаторов теплоотдача выше, чем у конвекторов.
Но все равно, все понимают, что теплоотдача, будь то радиатор или конвектор, будет зависеть от температуры на улице.
Если на улице 0 0С, тогда температурный режим для радиаторов должен колебаться в приделах 40-45 0С при подаче и 35-380С при обратке. Что касается конвекторов, то температура при подаче – 41-490С, а при обратке 36-400С.
При морозе в -200С, эти данные для радиаторов будут составлять 67-770С и 53-550С соответственно, а для конвекторов– 68-790С/55-570С соответственно. А уже при 40 градусном морозе, что для конвекторов, что для радиаторов, это данные стандартны – 95-105 на подаче горячей воды и 700С на обработке.
Температурный график подачи теплоносителя в систему отопления
В зависимости от температуры на улице, рассчитываются значения температуры теплоносителя и имеют такие значения (данные показатели температуры округлены для удобства):
Температурные показатели воздуха снаружи, °С | Температурные показатели воды на входе, °С | Температурные показатели воды отопительной системе, °С | Температурные показатели воды после отопительной системы, °С | |||
8 | 52 | 51 | 45 | 42 | 40 | 34 |
7 | 55 | 51 | 47 | 44 | 41 | 35 |
6 | 57 | 53 | 49 | 45 | 43 | 36 |
5 | 59 | 55 | 50 | 47 | 44 | 37 |
4 | 61 | 57 | 52 | 48 | 45 | 38 |
3 | 64 | 59 | 54 | 50 | 47 | 39 |
2 | 66 | 61 | 56 | 51 | 48 | 40 |
1 | 69 | 63 | 57 | 53 | 50 | 41 |
0 | 71 | 65 | 59 | 55 | 51 | 42 |
-1 | 73 | 67 | 61 | 56 | 52 | 43 |
-2 | 76 | 69 | 62 | 58 | 54 | 44 |
-3 | 78 | 71 | 64 | 59 | 55 | 45 |
-4 | 80 | 73 | 66 | 61 | 56 | 45 |
-5 | 82 | 75 | 67 | 62 | 57 | 46 |
-6 | 85 | 77 | 69 | 64 | 59 | 47 |
-7 | 87 | 79 | 71 | 65 | 60 | 48 |
-8 | 89 | 80 | 72 | 66 | 61 | 49 |
-9 | 92 | 82 | 74 | 68 | 63 | 49 |
-10 | 94 | 86 | 75 | 69 | 64 | 50 |
-11 | 96 | 86 | 77 | 71 | 65 | 51 |
-12 | 98 | 88 | 79 | 72 | 66 | 52 |
-13 | 101 | 90 | 80 | 74 | 68 | 53 |
-14 | 103 | 92 | 82 | 75 | 69 | 54 |
-15 | 105 | 93 | 83 | 76 | 70 | 54 |
-16 | 107 | 95 | 85 | 78 | 71 | 55 |
-17 | 109 | 97 | 86 | 79 | 72 | 56 |
-18 | 112 | 99 | 88 | 81 | 74 | 56 |
-19 | 114 | 101 | 90 | 82 | 75 | 57 |
-20 | 116 | 102 | 91 | 83 | 76 | 58 |
-21 | 118 | 104 | 93 | 85 | 77 | 59 |
-22 | 120 | 106 | 94 | 88 | 78 | 59 |
-23 | 123 | 108 | 96 | 87 | 80 | 60 |
-24 | 125 | 109 | 97 | 89 | 81 | 61 |
-25 | 128 | 112 | 98 | 90 | 82 | 62 |
-26 | 128 | 112 | 99 | 91 | 83 | 62 |
-27 | 130 | 114 | 101 | 92 | 84 | 63 |
-28 | 134 | 116 | 103 | 94 | 86 | 64 |
-29 | 136 | 118 | 105 | 96 | 87 | 64 |
-30 | 138 | 120 | 106 | 97 | 88 | 67 |
-31 | 140 | 122 | 108 | 98 | 89 | 66 |
-32 | 142 | 123 | 109 | 100 | 93 | 66 |
-33 | 144 | 125 | 111 | 101 | 91 | 67 |
-34 | 146 | 127 | 112 | 102 | 92 | 68 |
-35 | 149 | 129 | 114 | 104 | 94 | 69 |
Используя табличные данные, можно с легкостью узнать температурные показатели воды в системе панельного отопления.
Для этого вам нужно замерить обычным градусником часть теплоносителя в момент спуска из системы. Данными в 5 и 6 столбцах пользуются для прямой ветки, а 7 столбцом – для обратки.
Стоит обратить внимание, что первые три столбца указывают температуру воды на вводе, то есть не учитываются потери в теплотрассах.
Основанием для перерасчета за услуги централизованного теплоснабжения является несоответствие фактической температуры теплоносителя нормативной.
Также можно еще установить прибор учета тепла, при условии, что все квартиры в доме подключены к системе централизованного отопления. Такие приборы учета необходимо проверять ежегодно.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Регулирование температуры теплоносителя | Блог об энергетике
В этой статье я хочу рассказать каким образом и на основании чего производится регулирование температуры теплоносителя. Не думаю, что данная статья будет полезна или интересна работникам теплоэнергетики, так как ничего нового они из нее не почерпнут. А вот обычным гражданам она, надеюсь, окажется полезной.
Я буду приводить цитаты из «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации».
4.11.1. Режим работы теплофикационной установки электростанции и районной котельной (давление в подающих и обратных трубопроводах и температура в подающих трубопроводах) должен быть организован в соответствии с заданием диспетчера тепловой сети.
Температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком должна быть задана по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 — 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Температурный график разрабатывается для каждого города, в зависимости от местных условий. В нем четко определено какая должна быть температура сетевой воды в тепловой сети при конкретной температуре наружного воздуха. Например, при -35° температура теплоносителя должна быть 130/70. Первая цифра определяет температуру в подающем трубопроводе, вторая — в обратном. Задает эту температуру диспетчер тепловых сетей для всех теплоисточников (ТЭЦ, котельные).
Правила допускают отклонения от заданных параметров:
4.11.1. Отклонения от заданного режима за головными задвижками электростанции (котельной) должны быть не более:
- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, ±3%;
- по давлению в подающих трубопроводах ±5%;
- по давлению в обратных трубопроводах ±0,2 кгс/см2 (±20 кПа).
4.12.36. Для водяных систем теплоснабжения в основу режима отпуска тепла должен быть положен график центрального качественного регулирования. Допускается применение качественно-количественного и количественного графиков регулирования отпуска тепла при необходимом уровне оснащения источников тепловой энергии, тепловых сетей и систем теплопотребления средствами автоматического регулирования, разработке соответствующих гидравлических режимов.
При наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети должна быть:
Этой весной мне позвонил один мужик и стал мне рассказывать как жарко у него дома и, что приходится и днем и ночью держать окна открытыми и т. д. и т. п. На улице, действительно, было уже тепло, но постановления об окончании отопительного сезона еще не было. Я пытался ему объяснить, что прохладнее батареи не станут, т. к. на выходе из котельной температура теплоносителя составляет минимальные 70°С, согласно правилам. Мои доводы разбивались о стену непонимания этого «разогретого парня». Живет он недалеко от котельной, поэтому получал тепловую энергию практически без потерь. Я искренне сочувствовал ему, так как сам страдал от жары в квартире, но слушать меня он не хотел. «Убавьте температуру и точка!» Помочь я ему не мог, только и посоветовал обратиться к своим жилищникам, чтобы они «прижали» отопление в доме.
С такой проблемой люди сталкиваются в начале (в конце) отопительного сезона, т. к. на улице еще бывают (уже стали) теплые деньки, а батареи «жарят» по-полной. Как с этим можно бороться я рассказывал в статье «Регулирование температуры отопительных радиаторов (батарей)».
Так что, дорогие граждане, не пытайтесь как-то воздействовать на тепловые сети, если вам стало очень жарко весной. Они ничего для вас не сделают, т. к. не имеют ни права ни возможности. Жалуйтесь в администрацию, тогда, возможно, они прикажут прекратить отопительный сезон раньше. Но помните, что весной температура на улице изменчива и, если сегодня тепло и вы добились отключения отопления, то завтра может стать очень холодно, а отключать оборудование гораздо быстрее, чем включать его в работу.
Теперь поговорим о том, как бывает холодно в квартире зимой, особенно когда основательно «подморозит». Если в квартире холодно, то кто обычно виноват? Правильно — тепловые сети! Так думают большинство граждан. Отчасти, они правы, но не все так просто.
Начнем с того, что в сильные морозы газоснабжающие организации могут ввести ограничение на поставки газа. Из-за этого котельным приходится поддерживать температуру теплоносителя «сколько получится». Как правило, градусов на 10 ниже, чем заложено в температурном графике. Электростанциям проще — они переходят на сжигание мазута, а котельным, которые зачастую стоят чуть ли не посреди жилых кварталов, жечь мазут разрешают только в аварийных случаях (например, полное прекращение газоснабжения), чтобы люди не замерзли совсем. Из-за ограничений поставок газа могут даже отключить горячую воду, чтобы снизить расходы теплоносителя и тем самым поддерживать температуру в системах отопления на нужном уровне. Так что не удивляйтесь в случае чего.
Также причиной того, что зимой в квартирах холодно, является высокая степень изношенности самих тепловых сетей, а в частности тепловой изоляции трубопроводов. В результате, в дома, которые находятся довольно далеко от теплоисточника теплоноситель «доходит» уже порядком остывший.
Ну и последняя причина, о которой я расскажу — это неудовлетворительная теплоизоляция самих квартир и домов. Щели в окнах, дверях, отсутствие теплоизоляции самого дома — все это приводит к тому, что тепло уходит в окружающую среду и нам холодно. Эту причину устранить можете вы сами. Установите новые окна, сделайте теплоизоляцию квартиры, поменяйте радиаторы отопления на новые, ведь со временем чугунные батареи забиваются и теплоотдача значительно снижается. Кстати, если покрасить батарею в черный цвет, то она будет греть лучше. Это не шутка, опыты подтверждают этот факт.
Ну вот, кажется, и все, что я хотел рассказать в этой статье. Так же хочу оговориться, что я писал статью, основываясь во многом на личном опыте. В разных регионах нашей страны ситуация может быть разной и в корне отличаться от того, что я тут понаписал. Но в целом, думаю, обстановка схожа. По крайней мере в крупных городах.
Поделись с друзьями
Похожее
Зависимость температуры теплоносителя от уличной температуры
Сегодня наиболее распространёнными отопительными системами на территории Федерации являются работающие на воде. Температура воды в батареях непосредственно зависит показателей температуры воздуха снаружи, то есть на улице, в определённый период времени. Законодательно утверждён и соответствующий график, согласно которому ответственные специалисты рассчитывают температуры, беря во внимание местные погодные условия и источник теплового снабжения.
Графики температуры теплоносителя в зависимости от наружной температуры разработаны с учётом поддержки обязательных температурных режимов в помещении, таких, которые считаются для среднестатистического человека оптимальными и комфортными.
Чем холоднее на улице, тем выше уровень потери тепла. По этой причине важно знать, какие показатели применимы при расчёте нужных показателей. Самостоятельно ничего высчитывать не нужно. Все цифры утверждены соответствующими нормативными документами. В их основе лежат средние температуры пяти наиболее холодных дней года. Также взят период последних пятидесяти лет с отбором восьми наиболее холодных зим за данное время.
Благодаря таким расчетам есть возможность подготовиться к низким температурам зимой, встречающимся как минимум раз в несколько лет. В свою очередь, это позволяет существенно экономить при создании отопительной системы.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
+7 (812) 467-48-75 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 350-83-96 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)
Дополнительно влияющие факторы
На сами же температуры теплоносителя непосредственное влияние имеют также такие не менее весомые факторы, как:
- Понижение температур на улице, которое влечёт аналогичное внутри помещения;
- Скорость движения ветра – чем она выше, тем больше тепловая потеря через входную дверь, окна;
- Герметичность стен и стыков (установка металлопластиковых окон и утепление фасадов значимо влияет на сохранение тепла).
В последнее время произошли некоторые изменения в строительных нормах. По этой причине строительные компании часто проводят теплоизоляционные работы не только на фасадах многоквартирных домов, но и в подвальных помещениях, фундаменте, крыше, кровле. Соответственно, стоимость таких строительных объектов повышается. При этом важно знать, что расходы по утеплению весьма значительны, но с другой стороны, это гарантия экономии тепла и сниженные затраты на отопление.
Со своей стороны строительные компании понимают, что понесённые ими расходы на утепление объектов буду полностью и в скором времени окуплены. Для собственников это также выгодно, поскольку коммунальные платежи весьма высоки, и если платить, то действительно за полученное и сохранённое тепло, а не за его утерю из-за недостаточной изоляции помещений.
Температура в радиаторе
Тем не менее, несмотря на то, какие погодные условия вне помещения и насколько оно утеплено, наиболее важную роль играет всё же теплоотдача радиатора. Обычно в центральных отопительных системах температуры колеблются в пределах от 70 до 90 градусов. Однако важно учитывать и то, что этот критерий не является единственным для того, чтобы иметь нужный температурный режим, особенно в жилых помещениях, где в каждой отдельной комнате температуры должны быть не одинаковы, зависимо от целевого назначения.
Так, например, в угловых комнатах не должно быть менее 20 градусов, притом, что в других допускаются 18 градусов. Кроме того, если температура на улице понижается до -30, установленные нормы для комнат должны быть больше на два градуса.
Те помещения, которые предназначены для детей, должны иметь температурный предел от 18 до 23 градусов, в зависимости от того, для чего они предназначены. Так в бассейне не может быть менее 30 градусов, а на веранде должно быть не меньше 12 градусов.
Говоря о школьном образовательном учреждении, там не должно быть ниже 21 градуса, а в спальне интерната – минимум 16 градусов. Для культурного массового заведения нормы от 16 градусов до 21, а для библиотеки – не более 18 градусов.
Что влияет на температуру батарей?
Помимо тепловой
Датчики охлаждающей жидкости двигателя
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT) — это относительно простой датчик, который контролирует внутреннюю температуру двигателя. Охлаждающая жидкость внутри блока цилиндров и головок (головок) цилиндров поглощает тепло от цилиндров при работающем двигателе. Датчик охлаждающей жидкости определяет изменение температуры и сигнализирует модулю управления трансмиссией (PCM), чтобы он мог определить, является ли двигатель холодным, прогретым, при нормальной рабочей температуре или перегревом.
Датчик охлаждающей жидкости чрезвычайно важен, потому что вход датчика в PCM влияет на стратегию работы всей системы управления двигателем.Вот почему датчик охлаждающей жидкости часто называют «главным» датчиком.
Многие функции подачи топлива, зажигания, выбросов и трансмиссии, которыми управляет PCM, зависят от рабочей температуры двигателя. При холодном двигателе используется другая стратегия работы, чем при теплом. Это сделано для улучшения управляемости на холоде, качества холостого хода и выбросов. Следовательно, если датчик охлаждающей жидкости выходит из строя или выдает ложные показания PCM, это может многое нарушить.
КАК ДАТЧИК ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ВЛИЯЕТ НА РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ
Вход от датчика охлаждающей жидкости может использоваться PCM для любой или всех следующих функций управления:
* Запуск обогащения топлива на инжекторных двигателях.Когда PCM получает холодный сигнал от датчика охлаждающей жидкости, он увеличивает длительность импульса форсунки (по времени), чтобы создать более богатую топливную смесь. Это улучшает качество холостого хода и предотвращает колебания во время прогрева холодного двигателя. Когда двигатель приближается к нормальной рабочей температуре, PCM выпускает топливную смесь, чтобы уменьшить выбросы и расход топлива. Неисправный датчик охлаждающей жидкости, который всегда показывает холодное состояние, может привести к тому, что система управления подачей топлива будет работать на обогащенной смеси, загрязнять и расходовать топливо. Датчик охлаждающей жидкости, который всегда показывает высокую температуру, может вызвать проблемы с управляемостью на холоде, такие как остановка двигателя, колебания и резкий холостой ход.
* Опережение и замедление зажигания. Опережение искры часто ограничивается для целей эмиссии, пока двигатель не достигнет нормальной рабочей температуры. Это также влияет на производительность двигателя и экономию топлива.
* Рециркуляция выхлопных газов (EGR) во время прогрева. PCM не позволит клапану рециркуляции ОГ открыться, пока двигатель не прогреется, чтобы улучшить управляемость. Если EGR разрешена при еще холодном двигателе, это может вызвать резкую работу на холостом ходу, остановку и / или колебания.
* Продувка адсорбера системы контроля за выбросами паров топлива.Пары топлива, хранящиеся в канистре с углем, не удаляются, пока двигатель не прогреется, чтобы предотвратить проблемы с управляемостью.
* Управление воздушно-топливной смесью с обратной связью по разомкнутому / замкнутому контуру. PCM может игнорировать сигнал обратной связи кислородного датчика по обогащению / обедненной смеси, пока охлаждающая жидкость не достигнет определенной температуры. Пока двигатель холодный, PCM будет оставаться в «разомкнутом контуре» и поддерживать богатую топливную смесь для улучшения качества холостого хода и управляемости на холоде. Если PCM не может войти в «замкнутый цикл» после прогрева двигателя, топливная смесь будет слишком богатой, что приведет к загрязнению двигателя и выбросу газа.Это состояние также может привести к засорению свечей зажигания.
* Холостой ход во время прогрева. PCM обычно увеличивает обороты холостого хода при первом запуске холодного двигателя, чтобы предотвратить остановку и улучшить качество холостого хода.
* Блокировка муфты гидротрансформатора трансмиссии во время прогрева. PCM может не заблокировать гидротрансформатор, пока двигатель не прогреется, чтобы улучшить управляемость на холоде.
* Работа электровентилятора охлаждения. PCM будет включать и выключать вентилятор охлаждения, чтобы регулировать охлаждение двигателя, используя данные датчика охлаждающей жидкости.Эта работа чрезвычайно важна для предотвращения перегрева двигателя. Примечание. На некоторых автомобилях отдельный датчик охлаждающей жидкости или переключатель вентилятора могут использоваться только для контура охлаждающего вентилятора.
ВИДЫ ДАТЧИКОВ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Большинство датчиков охлаждающей жидкости представляют собой «термисторы», сопротивление которых изменяется при изменении температуры охлаждающей жидкости. Большинство из них относятся к типу «NTC» (отрицательный температурный коэффициент), где сопротивление падает при повышении температуры. У этого типа датчика сопротивление велико при холодном двигателе.По мере прогрева двигателя внутреннее сопротивление датчика падает до минимального значения при нормальной рабочей температуре двигателя.
Типичный датчик охлаждающей жидкости GM, например, может иметь сопротивление около 10 000 Ом при 32 градусах по Фаренгейту и падать ниже 200 Ом, когда двигатель горячий (200 градусов). Для сравнения, датчик охлаждающей жидкости Ford может показывать 95000 Ом при 32 градусах и упасть до 2300 Ом при 200 градусах.
Характеристики сопротивления
могут отличаться в зависимости от приложения, поэтому любой датчик, показания которого не находятся в пределах указанного диапазона, следует заменить.
Датчики охлаждающей жидкости имеют два провода (входной и обратный). Сигнал опорного напряжения 5 вольт передается от PCM к датчику. Величина сопротивления в датчике снижает сигнал напряжения, который затем возвращается в PCM. Затем PCM вычисляет температуру охлаждающей жидкости на основе значения напряжения обратного сигнала. Этот номер может отображаться на диагностическом приборе, а также может использоваться комбинацией приборов или информационным центром водителя для отображения показаний температуры охлаждающей жидкости.
В некоторых приложениях может использоваться «двухдиапазонный» датчик температуры охлаждающей жидкости. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определенной температуры, РСМ изменяет опорное напряжение к датчику, чтобы он мог считывать температуру охлаждающей жидкости с более высокой точностью (более высокое разрешение).
На некоторых старых автомобилях может использоваться датчик охлаждающей жидкости другого типа. Некоторые из них, по сути, представляют собой двухпозиционный выключатель, который открывается или закрывается при заданной температуре. Датчик может быть подключен непосредственно к реле для включения и выключения электрического вентилятора охлаждения, или он может посылать сигнал на сигнальную лампу на панели приборов.Эти старые датчики охлаждающей жидкости обычно представляют собой однопроводные датчики. В других старых приложениях однопроводный датчик температуры с переменным резистором, который заземляется через резьбу, может использоваться для отправки температурного сигнала на датчик на приборной панели. Их обычно называют датчиками температуры, а не датчиками.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Датчик охлаждающей жидкости обычно расположен рядом с корпусом термостата во впускном коллекторе. На некоторых автомобилях датчик охлаждающей жидкости может быть расположен в головке блока цилиндров, или может быть два датчика охлаждающей жидкости (по одному для каждого ряда цилиндров в двигателе V6 или V8) или один для PCM и второй для охлаждающего вентилятора.
Датчик расположен так, чтобы наконечник находился в непосредственном контакте с охлаждающей жидкостью. Это важно для получения надежного сигнала. Если уровень охлаждающей жидкости низкий, это может помешать датчику охлаждающей жидкости считывать точные данные.
СИМПТОМЫ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Поскольку датчик охлаждающей жидкости играет центральную роль в запуске многих функций двигателя, неисправный датчик (или цепь датчика) часто вызывает проблемы с управляемостью на холоде и выбросами. Неисправный датчик охлаждающей жидкости также может вызвать заметное увеличение расхода топлива и может привести к провалу теста на выбросы, если он не позволяет системе управления двигателем перейти в замкнутый контур.
Имейте в виду, что многие проблемы с датчиком охлаждающей жидкости чаще возникают из-за неисправности проводки и ослабленных или корродированных разъемов, чем из-за неисправности самого датчика.
Воздействие датчика охлаждающей жидкости на систему управления двигателем, управляемость на холоде, выбросы и экономию топлива также может зависеть от термостата. Если термостат застрял в открытом положении, двигатель будет медленно прогреваться, а датчик охлаждающей жидкости покажет низкий уровень. Или, если кто-то установил неправильный термостат для применения или снял термостат вообще, это не позволит двигателю достичь нормальной рабочей температуры и приведет к низкому показанию датчика охлаждающей жидкости.
Неисправный датчик охлаждающей жидкости может также вызвать перегрев двигателя, если он не активирует реле охлаждающего вентилятора при нагревании двигателя.
Неисправный датчик охлаждающей жидкости может также вызывать неточные показания датчика температуры охлаждающей жидкости на панели приборов.
КОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
На автомобилях 1996 года и новее с бортовой диагностической системой OBD II неисправный датчик охлаждающей жидкости может помешать работе некоторых системных мониторов.Это помешает автомобилю пройти тест на выбросы OBD II, потому что тест не может быть проведен, если все необходимые системные мониторы не пройдут и не пройдут.
Система OBD II должна обнаружить неисправность, включить контрольную лампу двигателя или контрольную лампу неисправности (MIL) и установить один из следующих диагностических кодов неисправности:
P0115 …. Цепь температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0116 …. Диапазон рабочих характеристик цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0117…. Низкий уровень входного сигнала цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0118 …. Высокий входной сигнал цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
P0119 …. Неисправность цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
На старых автомобилях до OBD II индикатор Check Engine может загореться, если датчик охлаждающей жидкости закорочен, разомкнут или выходит за пределы допустимого диапазона. Коды датчиков охлаждающей жидкости GM включают коды 14 и 15, коды Ford — 21, 51 и 81, а коды Chrysler — 17 и 22.
ДИАГНОСТИКА ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Визуальный осмотр датчика охлаждающей жидкости иногда выявляет такую проблему, как сильная коррозия вокруг вывода, трещина в датчике или утечки охлаждающей жидкости вокруг датчика.Но в большинстве случаев единственный способ узнать, исправен ли датчик охлаждающей жидкости, — это измерить его сопротивление и показания напряжения.
В системах автомобиля, которые обеспечивают прямой доступ к данным датчика с помощью диагностического прибора, выходной сигнал датчика охлаждающей жидкости обычно может отображаться в градусах Цельсия (C) или Фаренгейта (F). Датчик охлаждающей жидкости должен показывать низкое значение (или температуру окружающей среды), когда двигатель холодный, и высокое (около 200 градусов), когда двигатель горячий. Никакие изменения в показаниях или показания, которые явно не соответствуют температуре двигателя, не будут указывать на неисправный датчик или проблему с проводкой.
Внутреннее сопротивление датчика охлаждающей жидкости также можно проверить с помощью омметра или DVOM (цифрового вольт-омметра) и сравнить со спецификациями. Если датчик разомкнут, закорочен или показывает вне допустимого диапазона, его необходимо заменить.
Если сопротивление датчика охлаждающей жидкости находится в пределах технических характеристик и изменяется при изменении температуры двигателя, но двигатель не переходит в замкнутый контур, неисправность связана с проводкой или блоком PCM. Перед заменой каких-либо деталей потребуется дальнейшая диагностика, чтобы выявить проблему.
Один из приемов здесь заключается в использовании инструмента имитатора датчика для передачи показания моделируемой температуры через жгут проводов датчика в PCM. Если целостность проводки в порядке, но PCM не может перейти в замкнутый контур, когда вы посылаете ему сигнал «горячей охлаждающей жидкости», проблема в PCM.
ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Вы также можете использовать вольтметр или цифровой запоминающий осциллограф (DSO) для проверки выходного сигнала датчика. Спецификации различаются, но обычно датчик холодной охлаждающей жидкости показывает около 3 вольт.По мере того как двигатель нагревается и достигает рабочей температуры, падение напряжения должно постепенно уменьшаться примерно до 1,2–0,5 вольт. Если вы используете осциллограф для отображения сигнала напряжения, вы должны получить кривую, которая постепенно снижается от 3 вольт до 1,2 до 0,5 вольт за 3-5 минут (или сколько времени обычно требуется двигателю для достижения нормальной рабочей температуры). ,
Если падение напряжения на датчике охлаждающей жидкости составляет 5 вольт или около него, это означает, что датчик разомкнут или потерял заземление.Если напряжение близко к нулю, то датчик закорочен или он утратил свое опорное напряжение.
При работе с продуктами Chrysler 1985 года и новее следите за внезапным повышением напряжения при прогреве двигателя. Это нормально и создается резистором на 1000 Ом, который подключается к цепи датчика охлаждающей жидкости, когда напряжение датчика падает примерно до 1,25 В. Это вызывает скачок напряжения примерно до 3,7 вольт, где оно снова продолжает падать, пока не достигнет полностью нагретого значения примерно 2.0 вольт.
Иногда датчик охлаждающей жидкости внезапно открывается или замыкается при достижении определенной температуры. Если ваш вольтметр имеет функцию «минимум / максимум», вы можете уловить внезапные колебания напряжения во время прогрева датчика. Если вы просматриваете диаграмму напряжения на осциллографе, короткое замыкание будет выглядеть как резкое падение или провал кривой до нуля вольт. Разрыв приведет к скачку кривой до линии напряжения VRef (5 вольт).
Если датчик охлаждающей жидкости показывает нормально в холодном состоянии (высокое сопротивление и 3 или более вольт), но никогда не достигает нормальной температуры, это может говорить правду! Открытый термостат или неправильный термостат могут препятствовать достижению охлаждающей жидкостью нормальной рабочей температуры.
ЗАМЕНА ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Большинство датчиков охлаждающей жидкости не подлежат замене, если они не вышли из строя. Датчик охлаждающей жидкости, который закорочен, разомкнут или показывает вне допустимого диапазона, очевидно, не может обеспечить надежный сигнал температуры и должен быть заменен для правильной работы системы управления двигателем. Но многие специалисты также рекомендуют установить новый датчик охлаждающей жидкости, если вы заменяете или ремонтируете двигатель. Зачем? Потому что датчики охлаждающей жидкости могут изнашиваться с возрастом и могут не показывать такие точные показания, как когда они были новыми.Установка нового датчика может устранить множество потенциальных проблем в будущем.
Также рекомендуется заменить датчик охлаждающей жидкости и термостат, если двигатель сильно перегрелся. Аномально высокие температуры двигателя могут повредить эти компоненты и привести к их неправильной работе или преждевременному выходу из строя.
Для замены датчика охлаждающей жидкости требуется слить часть охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Необязательно сливать весь радиатор.Просто откройте сливной клапан и слейте достаточно охлаждающей жидкости, чтобы уровень охлаждающей жидкости в двигателе был ниже датчика.
Это подходящее время для проверки состояния охлаждающей жидкости и ее замены, если возраст охлаждающей жидкости превышает три года (обычная охлаждающая жидкость) или пять лет (охлаждающая жидкость с длительным сроком службы). Смена охлаждающей жидкости и промывка также будут хорошей идеей, если на охлаждающей жидкости есть признаки загрязнения.
Резьба датчика охлаждающей жидкости может быть предварительно покрыта герметиком для предотвращения утечки охлаждающей жидкости.Осторожно затяните датчик, чтобы не повредить его.
После установки нового датчика вы можете заправить систему охлаждения. Убедитесь, что из системы охлаждения не выходит весь воздух. Воздух, попавший под термостат, может вызвать перегрев двигателя или неправильное считывание показаний датчика охлаждающей жидкости.
Щелкните здесь, чтобы загрузить или распечатать эту статью.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о руководстве по датчику
Краткое справочное руководство по базовой эксплуатации и тестированию датчика.
Статьи по теме:
Причины перегрева двигателя
Проблемы с реле электрического вентилятора охлаждения
Анализ датчиков двигателя
Общие сведения о системах управления двигателем
Все о бортовой диагностике II (OBD II)
Нажмите здесь, чтобы увидеть больше технических статей Carley Automotive
Need Factory Информация в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля?
Mitchell 1 DIY инструкции по ремонту
.
P0115 Неисправность цепи температуры охлаждающей жидкости двигателя
Код неисправности OBD-II Техническое описание
Неисправность цепи датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя
Что это значит?
Этот диагностический код неисправности (DTC) считается общим, поскольку он применяется ко всем автомобилям, оснащенным OBD-II 1996 года выпуска. Конкретные действия по устранению неполадок и ремонту могут незначительно отличаться в зависимости от марки / модели.
Датчик ECT (температура охлаждающей жидкости двигателя) представляет собой термистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры.Обычно это двухпроводной датчик, опорный сигнал 5 В от PCM (модуль управления трансмиссией) и сигнал заземления на PCM. Это отличается от ДАТЧИКА температуры (который обычно управляет датчиком температуры приборной панели и работает так же, как ДАТЧИК, только это другая схема, чем та, к которой относится P0115).
По мере изменения температуры охлаждающей жидкости изменяется сопротивление сигнала массы к PCM. Когда двигатель холодный, сопротивление велико.Когда двигатель прогрет, сопротивление низкое. Если PCM обнаруживает состояние напряжения, которое кажется ненормально низким или высоким, установится P0115 .
Пример датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя
Симптомы
Симптомы кода неисправности P0115 могут включать:
- MIL (контрольная лампа неисправности) загорается всегда
- Автомобиль не запускается
- Может выпустить много черного дыма и работать очень богато.
- Двигатель может захотеть заглохнуть или загореться в выхлопной трубе
- Двигатель может работать на обедненной смеси, и могут наблюдаться повышенные выбросы NOx (требуется газоанализатор)
- Охлаждающие вентиляторы могут работать постоянно, когда они не должны работать, или не работать вообще, когда они должны быть.
Причины
Обычно причина может быть связана с неисправным датчиком ECT, однако это не исключает следующего:
- Проводка или разъем повреждены на датчике
- Обрыв или короткое замыкание в ссылочном или сигнальной цепи
- Обрыв или короткое замыкание в сигнальной цепи
- Плохой PCM
Возможные решения
Сначала визуально проверьте датчик на наличие повреждений проводки или разъема и при необходимости отремонтируйте.Затем, если у вас есть доступ к сканеру, определите, какая температура двигателя. (Если у вас нет доступа к диагностическому прибору, использование указателя температуры на приборной панели может быть неэффективным способом определения температуры охлаждающей жидкости. Это связано с тем, что код P0115 относится к ДАТЧИКУ ECT, а приборная панель управляется, обычно однопроводной ОТПРАВИТЕЛЬ. В основном это другой датчик, к которому код не относится.)
2. Если температура двигателя ненормально высокая, около 280 град. Ф, это ненормально.Отключите датчик на двигателе и посмотрите, упадет ли сигнал, скажем, до отрицательных 50 град. F. Если это так, то можно поспорить, что датчик неисправен, закорочен внутри, что вызывает передачу сигнала низкого сопротивления на PCM. Однако, если вы хотите убедиться, что дело в датчике, а не в проводке, вы можете провести пару тестов. С ECT датчик отключен, убедитесь, что у вас есть 5 вольт на цепи опорного напряжения с KOEO (ключ на неработающем двигателе). Также вы можете проверить сопротивление датчика относительно земли с помощью омметра.Сопротивление нормального датчика относительно земли будет немного отличаться в зависимости от автомобиля, но в основном, если температура двигателя составляет около 200 градусов. F., сопротивление будет около 200 Ом. Если температура около 0 деф. F., сопротивление будет более 10 000 Ом. С помощью этого теста вы сможете определить, соответствует ли сопротивление датчика температуре двигателя. Если он не соответствует температуре вашего двигателя, то, вероятно, у вас неисправный датчик.
3. Теперь, если температура двигателя по сканеру около 280 град.F. и отключение датчика не приводит к падению показания до отрицательных 50 град. F, но он остается на том же высоком показании температуры, тогда вам необходимо устранить короткое замыкание в сигнальной цепи (заземлении) на PCM. Он где-то закорочен прямо на массу.
4. Если показания температуры двигателя по сканеру показывают отрицательные 50 град. F или так, (и вы не живет в арктическом!) Отсоединить датчик и проверить эталонный 5V присутствующего на датчике.
5.Если нет, то проверьте на разъеме РСМ для правильной ссылки 5V. Если он присутствует на разъеме РСМ, затем отремонтировать обрыв или короткое замыкание на 5V ссылки от PCM. Если нет 5V ссылка присутствует на разъеме PCM, то вы сделали с вашим диагнозом, и вы можете иметь неисправность PCM. 6. Если опорная цепь 5 В не повреждена, проверьте сигнал заземления на PCM, используя предыдущий тест сопротивления заземления. Если сопротивление не соответствует температуре двигателя, уменьшите сопротивление сигнала заземления к PCM, отсоединив провод сигнала заземления от разъема PCM.Провод не должен иметь сопротивления, отсоединенный от PCM к датчику. Если это так, устраните разрыв в сигнале к PCM. Если у него нет сопротивления на сигнальном проводе заземления и проверка сопротивления датчика в норме, тогда подозревайте неисправный PCM.
Другие коды индикаторов охлаждающей жидкости двигателя: P0115, P0116, P0117, P0118, P0119, P0125, P0128
Обсуждения связанных с DTC
- ODB P0115
95 Subaru Impreza, автоматическая трансмиссия, двигатель 2,2 л.Код ODB P0115. Заменен датчик ECT. Код возвращен. Что мне следует проверить дальше? Я НЕ какой-то механик …… - 2001 Toyota Avalon v6 коды p01135 p01155 после замены
Заранее спасибо за вашу помощь.
Я не могу очистить чел на моем Авалоне. сначала получил код 1135 HEATER CIRCUIT и заменил bank 1 sensor 1 a / f sensor на правильную denso часть.
Днем позже Cel вернулся с кодом 1155 HEATER CIRCUIT и заменил датчик 2 банка 1 правильной частью denso (после прибл… - ’95 Camry v6 p0115 issues / им надоела эта проблема
Новинка здесь, так что простите меня, если я ошибаюсь. Я имею дело с 95 camry v6, 240кв. Миль, бросая p0115. Температурный датчик требует времени для перемещения, но работает. сканер говорит, что температура составляет 280, независимо от того, прогрет ли он или нет. отключение ремня безопасности снижает показания до -40. обычно это указывает на … - 97 F150 4.6 Коды P1151, P0115, P0141, P0155
Работает хорошо, получил 105K на нем Заменены EGR и O2 на входе, и это коды, которые у меня есть сейчас.При замене системы рециркуляции отработавших газов труба с обратной стороны рециркуляции отработавших газов кажется поврежденной на другом конце, не знаю, как она называется или где взять новую, и может ли это вызвать такие проблемы.
Думаю, она тоже работает … - Alfa Romeo GTV 3.0 v6 24v P0655 P0115 P0325 P0330
Всем привет
У меня GTV PH3 ’99 с 3.0 v6 24v 220hp
Машина в настоящие холода едет хорошо, но на холостом ходу 2 мин она начинает винить. Не работает нормально, сильно пахнет бензином и движется как 1 цил.При беге на 1/4 акселератора или меньше он выходит из строя. Если я поставлю 2/4 или fu … - срочный код Vectra c p0597 и p0115
, я получил показания P0597. термостата контура охлаждения вне диапазона. Поэтому я заменил датчик температуры. Теперь я получаю p0115, Я собираю оттуда, что я читал, это та же проблема, что мне нужно сделать, чтобы получить p0115? Это vectra c 1.8 sri, помогите пожалуйста … - 2006 Vauxhall Astra P0115
Привет всем, кто впервые зашел на этот сайт!
У меня вышеупомянутая проблема, я заменил датчик охлаждающей жидкости в порядке примерно на неделю, затем на днях, когда он не работал, машина начала дрожать, и двигатель загорелся.Пришел снова, снова получил проверенный датчик с мультиметром в порядке, проверенный разъем датчика (МОЖНО ЗАМЕНИТЬ РАЗЪЕМ ДАТЧИКА) нет … - 96 nissan maxima коды p0115 p0125
может кто-нибудь помочь с тем, что может быть не так с этими кодами и что нужно отремонтировать
Мне нравится делать ремонт сам, если у кого-то есть идеи, что они значат, я могу воспользоваться помощью, заранее большое спасибо.
Nissan Maxima 6-цилиндровый 1996 года выпуска. коды p0115 и p0125 … - Opel corsa C start проблема и p0115
У меня Opel Corsa C 2002, 1.0, 12В и после смены ГРМ комплект не запускается. Иногда запускается, но умирает через 2 секунды … единственная ошибка — p0115 … что это может быть? … - Коды двигателей P0110, P0120, P0115, P1410 для Toyota Solara 3.0L 1999 года выпуска
I ‘ У меня 99 solara 3.0L. загорается свет двигателя, отнес в автозону и показывает 4 разных кода. P0110, P0120, P0115 и P1410. Заменены все компоненты, относящиеся к этим кодам, включая датчик массового расхода воздуха, датчик tps, датчик температуры охлаждающей жидкости.Они не могут очистить коды. Они сказали м …
Нужна дополнительная помощь с кодом p0115?
Если вам все еще нужна помощь относительно кода неисправности P0115, отправьте сообщение
на наш БЕСПЛАТНЫЙ форум по ремонту автомобилей.
,